В северных районах нашей страны, где короткое лето и длинная зима, все большее распространение получает зимний виндсерфинг. Энтузиастами разработаны и опробованы различные конструкции парусных лыж и саней. Каждая из этих конструкций имеет свои преимущества и недостатки и, как правило, наиболее подходит к определенному состоянию снежного покрова, характерного для данной местности.
Основные данные парусных саней
Длина наибольшая, м | 3,0 |
Ширина наибольшая, м | 0,6 |
Масса с вооружением (разборным), кг | 14 |
Площадь паруса, м2 | 5,2 |
Предлагаемая конструкция разработана по схеме финских парусных саней типа «Уинтер-борд», на которых уже несколько лет подряд проводятся чемпионаты мира по зимнему виндсерфингу (см. «КиЯ» №117). Эти сан и хороши для местностей со снежным покровом. Автор получил удовлетворение, испытав их на льду подмосковных водоемов. Разборный рангоут от надувной парусной доски (см. «КиЯ» №119) позволяет перевозить парусные сани в разобранном виде на любом транспорте. Вся конструкция размещается в двух чехлах, предназначенных для переноски лыж. Сборка и разборка саней занимает 15—20 минут, не более.
Сани собираются из трех лыж, установленных параллельно друг другу. Средняя лыжа составлена из двух, состыкованных вместе задними срезами. Вторая лыжа необходима для предотвращения подъема передней части саней при порывах ветра на курсе фордевинд. Скользящие поверхности двух боковых лыж расположены под углом около 25° к горизонтальной плоскости. Благодаря этому они создают достаточную силу сопротивления дрейфу саней под ветер при движении по льду, покрытому небольшим слоем снега, или по плотному снежному насту. Лыжи соединены при помощи изогнутых трубчатых поперечин, к которым крепится растянутая на легких трубках проволочная сетка. На ней стоит спортсмен. Для удобства откренивания сани оборудованы петлями для ног. Мачта устанавливается на средней лыже, где сделано несколько степсов для крепления шарнира в оптимальном положении по длине саней.
Снежный виндсерфер очень устойчив на курсе, что делает его незаменимым сухопутным тренажером для обучения новичков искусству виндсерфинга. При обучении все внимание новичка может быть сосредоточено на правильной постановке паруса, в то время как проблема удержания равновесия отодвигается на второй план. Максимальную скорость парусные сани развивают при движении по ровному льду, покрытому небольшим (5—10 см) слоем мягкого снега или по снежному насту, образующемуся весной, особенно в утренние часы. Специалисты утверждают, что при силе ветра в 5—6 баллов на парусных санях можно развить скорость до 70 км/ч, так что в этом случае одежда горнолыжника-спусковика (костюм с простеганными наколенниками и локтями, шлем и горнолыжные перчатки) будет совсем не лишней.
Изменение курса саней на ходу представляет определенную трудность и требует большого навыка. Зачастую приходится прибегать к остановке и смене курса перестановкой саней. При испытаниях построенных мною саней для улучшения лавировочных качеств пришлось установить на среднюю лыжу металлические пластины-«канты». При установке кантов, полезно по длине лыжи насверлить несколько пар отверстий, чтобы иметь возможность найти их оптимальное положение. Канты создают при движении дополнительное боковое сопротивление и облегчают поворот (приведение и уваливание).
Для изготовления парусных саней потребуются две пары стареньких, но достаточно прочных беговых лыж длиной около двух метров, каркас от отслужившей свой срок раскладушки и металлическая сетка с мелкой ячейкой (можно от старого матраца). Сани получатся легче, если использовать трубки от детской раскладушки. Желательно и сетку иметь полегче, но такую, чтобы она выдержала вес человека. Из алюминиевых трубок от раскладушки делаются четыре поперечные изогнутые балочки. Для этого на ватмане в натуральную величину надо вычертить поперечный разрез (см. А-А) корпуса саней, с уточненными размерами сечений имеющихся лыж. Используя этот чертеж как контрольный шаблон, выгните по нему поперечные трубки, концы которых предварительно нужно расплющить по ширине лыж. Затем-нужно вырезать из алюминиевого листа толщиной 4—5 мм полосы, которые запрессовывают внутрь расплющенных концов поперечин. Концы поперечин осаживают окончательно и в каждом из них просверливают по отверстию диаметром 6,5 мм, предназначенному для крепления боковых лыж. На крайних поперечинах нужно дополнительно просверлить ближе к центру еще по одному отверстию для крепления ограничителей сетки.
Затем на боковых лыжах размечается положение поперечин и засверливаются отверстия. Для обеспечения большей жесткости саней в местах крепления средних поперечин выпиливаются пазы глубиной 6—8 мм. Боковые лыжи собираются с поперечинами на болтах или винтах, головки которых необходимо «утопить» в тело лыж и заподлицо со скользящей их поверхностью. Далее надо изготовить из твердых пород древесины (дуб, ясень) четыре бобышки сечением 40X50 мм, предназначенных для крепления средней составной лыжи к поперечным балочкам. Для средней лыжи можно использовать разные по длине лыжи, установив их концы в накладку — переднюю снизу, а конец задней на нее сверху, смотря по ходу движения; загнутые концы лыж обращены в разные стороны. Задняя лыжа может быть и без загнутой части. Длина каждой бобышки определяется индивидуально, с учетом толщины средней лыжи в данном сечении: суммарная толщина лыжи и высота бобышки должна быть равна 100 мм. В верхней части каждой бобышки вырезается паз полукруглого сечения, по глубине равный половине диаметра поперечины.
Крепление средней лыжи к поперечинам корпуса осуществляется П-образными шпильками, изготовленными из стальной проволоки диаметром 6 мм. Каждая шпилька своими концами проходит через отверстия, просверленные в средней лыже и бобышке, охватывает поперечину, а затем проходит сквозь отверстия в продольной связи и притягивается к ней гайками.
Продольную связь можно изготовить из алюминиевой трубки прямоугольного сечения 40X40 мм с толщиной стенки 1 мм и длиной 1200 мм от ручки металлической хоккейной клюшки или же сделать из круглой дюралевой трубки соответствующего диаметра, сплюснув ее до овального сечения. Эта связь служит также для крепления степса мачты, переставляемого по длине корпуса саней (в ней делаются 4 отверстия диаметром 10 мм) и петель для ног.
Петли для ног изготавливаются по размеру обуви из металлической ленты, обшитой толстой тканью типа брезента. Они крепятся к продольной связи винтами M5 после установки сетки. Расположение петель подбирается в зависимости от роста и квалификации спортсмена. Важно, чтобы они были удобными для откренивания саней.
Металлическая сетка размером 1300X500 мм крепится к ограничителям — дюралевым трубкам от лыжных палок длиной. 1300 мм при помощи стальной проволоки, покрытой ПВХ-изоляцией. В собранном виде сетка крепится также к крайним поперечным балочкам.
Для улучшения маневренности на среднюю лыжу можно установить пару стальных пластин-кантов, изготовленных из нержавеющей стали толщиной 1,5 мм. Для их крепления в средней лыже сверлятся сквозные отверстия под шпильки диаметром 6 мм, рассчитанные на возможность перемещения кантов по длине лыжи, так как положение кантов изменяется в зависимости от установки мачты.
Шарнир разборной мачты одновременно является ее нижним коленом. На чертеже приведена простейшая конструкция шарнира и показан способ крепления его к продольной связи. Необходимо проследить, чтобы длина распорной втулки обеспечивала свободное вращение шарнира. Остальные детали вооружения можно изготовить по эскизам и рекомендациям, приведенным в «КиЯ» №119 для надувной парусной доски.
Для улучшения скольжения перед выходом на снег рабочие поверхности лыж необходимо смазать лыжной мазью, пользуясь общими рекомендациями для соответствующих погодных условий.