Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Моторные лодки
  • 1986 год
  • Большая мотолодка по дальневосточным мотивам «Лосось»
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Постройка мотолодки по мотивам «Радуги-34»
Скоростная прогулочно-туристская мотолодка Мустанг
Надувная мотолодка с жестким корпусом «Кальмар»
Дюралюминиевая мотолодка «Прогресс» проходит испытания
Мотолодка с обводами типа «морские сани»
Надувная мотолодка «ЛН-3М» с маломощным мотором
Дуралюминовая мотолодка «Лада»
Четырехместная пластмассовая мотолодка «Аралия»
Дюралевая мотолодка «Стрекоза»
Прогулочная четырехместная мотолодка «Неман»
Каютная алюминиевая мотолодка «Москва-2»
Гоночная мотолодка «Старт-3» класса SA-250
Озерная рыболовная мотолодка «Лещ»
Прогулочно-туристическая мотолодка «Дема»


Большая мотолодка по дальневосточным мотивам «Лосось»

Год: 1986. Номер журнала «Катера и Яхты»: 123
          0


Думая об очередном проекте «КиЯ», который мог бы заинтересовать достаточно большое число судостроителей-любителей, я вспомнил о больших рыболовных и хозяйственных лодках, которые мне довелось увидеть лет двадцать назад на Амуре. В те годы в магазинах можно было приобрести только одну заводскую модель моторной лодки — «Казанку», 10-сильный подвесной мотор «Москва» и стационарный лодочный мотор «СМ-255Л» мощностью 6 л. с. Новинки типа 20-сильного «Вихря» и мотолодки «Прогресс» только-только появились на западе — за Уральским хребтом. Лодки, без которых трудно обойтись рыбаку и охотнику в Хабаровском и Приморском краях, местные жители строили самостоятельно, используя в качестве образцов хорошо себя зарекомендовавшие промысловые лодки Тихоокеанского побережья — кунгасы и сампаны. Эти сравнительно крупные суда деревянной конструкции использовались ранее под веслами и с маломощными двигателями самых разнообразных конструкций — от дизелей типа «Болиндер» до тракторного «пускача».

Основные данные лодки


Информация об изображенииОбщий вид лодки «Лосось»
Общий вид лодки «Лосось»
 
Длина наибольшая, м6,0
Длина по килю, м4,76
Ширина наибольшая, м1,64
Ширина по днищу, м0,96
Высота борта минимальная, м0,53
Вес корпуса, кг160
Мощность подвесного мотора, л. с.10—50
Полное водоизмещение, кг1000
Пассажировместимость, чел.6—8

Типичная амурская лодка имела длину 6—7 м. ее корпус обшивался досками стандартной длины, без стыков. Ширина корпуса составляла 1,5— 1,7 м, но плоскодонный участок днища был много уже — всего 55—70 см. Благодаря этому лодки были легки на ходу на веслах и под мотором, хорошо справлялись с быстрым течением дальневосточных рек, их владельцы могли смело пересекать обширные водные пространства во время весенних разливов. Лодку можно было вытащить на берег, где она устойчиво стояла, опираясь плоским днищем о грунт.


Между узким днищем и сравнительно широкими бортами на амурских лодках имелись наклонные (примерно под 45° к днищу) участки бортов. При крене лодки в воду входила верхняя скула, ширина действующей ватерлинии резко увеличивалась, соответственно увеличивался и момент сил, препятствующих дальнейшему накренению. Лодки отличались хорошей всхожестью на волну: когда под форштевень подкатывалась волна, то вследствие расширяющихся к верхней скуле обводов шпангоутов объем погружающейся части корпуса быстро возрастал и гидростатическая сила поддержания поднимала нос (или корму, если волна подкатывалась сзади) на гребень, когда вода еще не достигла верхней кромки борта. Для большей безопасности при плавании на широких открытых плесах и при выходе в море носовая часть на длине 1,5—2 м от форштевня закрывалась палубой; узкая «опалубка» ставилась и по бортам. Заметим, что амурские лодки имели довольно высокий борт — в носу его высота достигала 0,75—0,90 м, а на миделе 0,6 м.

Информация об изображенииПроекция «корпус» теоретического чертежа лодки
Проекция «корпус» теоретического чертежа лодки
 
В кормовой части днище выполнялось с подъемом к ватерлинии у транца — это было необходимо для лучшего обтекания корпуса водой при движении с маломощным мотором или на веслах. Попытки эксплуатировать корпуса с такими обводами под «Вихрями» или автомобильными двигателями оказались мало эффективными: лодка «садилась» кормой в воду и по скорости уступала легким глиссирующим судам с широким погруженным в воду транцем.

Корпус обшивался 20-миллиметровыми досками на пазовых рейках, врезаемых в шпангоуты. Конструкция была солидной и прочной: при шпации 750 мм шпангоуты имели поперечное сечение 35Х50 мм. В носовой части иногда оборудовалось убежище от непогоды, в котором рыбак мог устроиться на ночлег. Сюда же укладывалось рыболовное и охотничье снаряжение, припасы.


В последующие пять-семь лет описываемые деревянные лодки почти повсеместно были вытеснены наводнившими страну «дюральками» — « Прогрессом», «Обью», « Крымами» и « Казанками» разных модификаций. Металлические лодки оказались удобнее в эксплуатации, не требующими трудоемких работ по подготовке их к сезону, более долговечными. К тому же легкие глиссирующие «дюральки» оказались и более ходкими.

И все же, мне кажется, амурская деревянная лодка, построенная по модернизированному проекту, может оказаться полезной и предпочтительной, по сравнению с выпускаемыми серийными лодками, в некоторых специфических условиях эксплуатации. Например, в случаях, когда необходимо перевозить большие грузы или пассажиров числом более четырех, на которое в основном рассчитаны заводские мотолодки. При этом лодка с узким плоскодонным днищем и большой смоченной длиной испытывает меньшее сопротивление воды при ее движении, происходящем в переходном к глиссированию режиме. Например, с полезной нагрузкой 600 кг при собственном общем весе с мотором, топливом и снабжением около 300 кг подобная лодка, построенная по предлагаемому проекту «Лосося», под 30-сильным «Вихрем» сможет развить скорость примерно 35 км/ч (естественно — с «грузовым» гребным винтом уменьшенного шага). Это соответствует относительной скорости (числу Фруда)


при которой более широкие и короткие лодки имеют повышенное сопротивление воды. При большой нагрузке судно сохраняет свои положительные мореходные качества — легко преодолевает волну, не заливается и не забрызгивается водой, остойчиво (если, конечно, центр тяжести груза расположен достаточно низко).


Другой случай — районы эксплуатации, отличающиеся большой площадью акватории с частыми внезапными ветрами, разводящими большую волну. На таких акваториях высота борта многих серийных моделей мотолодок оказывается недостаточной; при отказе мотора когда судно переходит в режим водоизмещающего плавания или дрейфа, быстроходная и маневренная ранее глиссирующая лодка становится неуклюжей и плохо отыгрывающейся на волне. «Лосось» и в таких условиях не подведет своего строителя и владельца.

Информация об изображенииКонструкция корпуса
Конструкция корпуса
 
Для большей гарантии «Лосося» следовало бы оснастить мотором с удлиненным дейдвудом, чтобы поднять свечи и карбюратор выше над водой. Но такие моторы отечественной промышленностью не выпускаются и единственным выходом может быть самостоятельное изготовление проставки между поддоном и дейдвудом (см., например, «КиЯ» №115).

«Лосось», как и его предшественницы — оригинальные амурские лодки — может эксплуатироваться под 10-сильным подвесным мотором. «Налегке» под ним можно развить скорость около 16 км/ч. Под « Нептуном-23» и « Вихрем-М» максимальная скорость повышается до 30 км/ч, а. с двумя моторами мощностью по 25 л. с. — до 45 км/ч. Однако последний вариант приемлем только при выходах на небольшие расстояния, когда повышенный расход горючего окупается скоростью и надежностью двухмоторной установки.

При подготовке чертежей к публикации в обводы амурской лодки были внесены изменения с целью улучшить ее ходовые качества под мотором мощностью выше 10 л. с. Кормовая часть выполнена без подъема днища к ватерлинии и сужения к транцу — это идеальная плоская глиссирующая пластина шириной 0,96 м. При гребле лодка будет «тащить» за кормой воду, но с этим приходиться мириться в пользу основного режима плавания под мотором.


На наклонных участках бортов предусмотрены продольные брызгоотбойники — реданы. Они помогают лодке выйти на глиссирование при большой нагрузке, а также отсекают брызговую пелену от бортов на полной скорости, уменьшая смоченную поверхность. Форштевню придан значительный наклон с тем, чтобы облегчить разрезание гребней крутых коротких волн, что поднимаются на реках при низовых ветрах, дующих против течения, уменьшить силу удара носовой частью о волны, наконец, облегчить выход экипажа из лодки при подходе к отмелому берегу.

В чертежах сохранена носовая и бортовые опалубки. От заливания кокпита волной-с кормы защищает самоотливная подмоторная ниша, рассчитанная на установку двух подвесных моторов. В плохую погоду носовую часть кокпита можно закрыть парусиновым тентом на дугах из алюминиевых труб. Будучи откинутым на палубу перед носовым обрезом кокпита, свернутый тент служит дополнительной защитой от забрызгивания.

Для удобства размещения пассажиров и укладки грузов в лодке нет поперечных сидений кроме рундука в кормовой части. При гребле гребец может расположиться на съемной банке, которую можно положить на продольные сиденья у шпангоута 4.

В чертежах предусмотрена обшивка корпуса фанерой толщиной 8—12 мм. Если используется бакелизированная фанера, лучше применить ее толщиной 7 мм как для днища так и для бортов. Конструкция корпуса — типичная для подобного типа судов: система набора — поперечная с натесными шпангоутами, установленными через 600 мм. Кроме скуловых, бортовых стрингеров и привальных брусьев, врезаемых в шпангоуты, продольный набор составляют два наружных днищевых стрингера и бортовые реданы-брызгоотбойники. Эти детали повышают жесткость и прочность наружной обшивки и защищают ее от износа. Детали продольного набора рекомендуется выклеивать из двух реек половинной толщины — их легче будет изогнуть по обводам корпуса без излишних внутренних напряжений.

Информация об изображенииТеоретический чертеж (проекции «бок» и «полуширота») и общее расположение
Теоретический чертеж (проекции «бок» и «полуширота») и общее расположение
 
Сборку корпуса лучше всего вести в положении вверх килем, как это подробно описано в 3-ем издании книги «15 проектов судов для любительской постройки» (1985 г., Л., «Судостроение»). Все соединения выполняются на водостойком клею, днище рекомендуется оклеить слоем стеклоткани до установки наружных стрингеров.

При отсутствии фанеры корпус может быть обшит сосновыми или еловыми досками на пазовых рейках толщиной 15—18 мм на днище и 12—14 мм на бортах. Вес корпуса практически не увеличится, а его прочность и водонепроницаемость при тщательной работе не уступят фанерному. Палубу в этом случае желательно обтянуть плотной тканью на густой масляной краске.

Пульт управления лодкой монтируется на правом борту в виде консоли. При плавании с малой нагрузкой и подвесным мотором с правым вращением гребного винта узкие лодки получают крен на левый борт и расположение водителя справа позволяет его компенсировать.



Деревянный корпус обладает собственной положительной плавучестью в случае опрокидывания лодки или ее затопления через пробоину: Но для поддержания на плаву попавшего в беду судна с парой тяжелых моторов на транце и людьми необходима дополнительная сила плавучести, которую следует обеспечить, закрепив к корпусу плиты и блоки пенопласта по бортам у транца (шп. 8 — Тр.) и под палубой в носовой части. Общий объем пенопласта должен составить около 250 дм3.


Понравилась ли вам эта статья?
+19

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Надувной виндсерфер для переноски в рюкзаке
Небольшая яхта «Бартек-II» по чертежам из журнала «Жагле»
Гоночная мотолодка «Родео-II» Иварса Плауманиса
Самодельная мотолодка с обводами «триклин»
Миниатюрный крейсерский катамаран для двух человек
Стеклопластиковая непотопляемая мини-яхта «Нева»
Мотолодка «Лангуст» с катамаранными обводами
Трехсекционный туристический парусник «Мрия»
Велосипед-амфибия с надувными поплавками
Мотолодка с обводами «Морской дротик» из Талды-Кургана
Крейсерско-гоночный тримаран «Нун»
Портативная мини-лодка «Гуппи»
Сдвижная рубка для мотолодки «Обь-М»
Парусное вооружение на лодке «Пелла»
Катамаран-плетенка для туристических походов по рекам

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Большая мотолодка по дальневосточным мотивам «Лосось»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Парусные сани для зимнего виндсерфинга
Самодельная яхта «Чемпион» построенная без стапеля
Трехсекционное каноэ из листового алюминия
Плавдача «Затея» и водометный мотор-весло
Моторная лодка «РБ-470» для подвесного мотора 25—30 л.с.
Мореходная яхта «Арман» по чертежам «Спрея»
Яхта «Кассандра» из старой промысловой дори
Тримаран «Вьюн» из туристической разборной байдарки «Таймень-2»
Идеи и комментарии: ветроход, катамаран, пластинчатый движитель, шверт...
Парусная доска «Аквата-370» для скоростных гонок
Универсальная двухсекционная картоп-лодка с обводами дори
Гребно-моторный катамаран из надувной лодки
Яхта «Микро» для гонок и туризма
Крейсерско-гоночная яхта «СТ-251» класса «четвертьтонник»
Разборная лодка «Дева» для рыбаков


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 45 + 37 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории