Опытный образец лодки «Прогресс» оказался несколько тяжелее, чем предполагалось по проекту. Вес лодки, оборудованной козырьком, веслами, сиденьями с мягкими подушками, дистанционным управлением, еланями, тентом и походным столиком, составил 216 кг. Полный вес лодки с мотором «Вихрь», заправленным 20-литровым баком, инструментом, огнетушителем ОУ-2 и фалинями, — 290 кг. Предполагается, что серийная лодка будет весить не 216, а 200 кг.
Испытания проводились на суше и на воде. Для проверки прочности корпуса, стоек и колес пустую лодку буксировали за автомашиной по асфальтовым и грунтовым дорогам со скоростью 40÷50 км/час. Повреждений и течи после буксировки на расстояние около 400 км не обнаружено.
Осадка лодки при водоизмещении 290 кг без учета выступающей части мотора 0,11 м, с пятью пассажирами на борту (640 кг) — 0,20 м.
По подсчетам плавучести предельная нагрузка принята шесть человек; водоизмещение при такой нагрузке 700 кг. Два герметичных носовых отсека и два герметичных бачка общим объемом 1018 дм3 обеспечивают поддержание загруженной лодки с шестью пассажирами на плаву при полном заполнении ее водой. В случае затопления второго носового отсека (при открытом переднем люке), лодка, заполненная водой, может поддерживать на плаву 88 кг.
Замеренная метацентрическая высота лодки с пятью пассажирами на борту составила 0,89 м.
Скорость хода лодки (см. таблицу) замерялась на дистанции 500 м в оба конца с различными нагрузкой и гребными винтами. Первый винт — серийный, почти не обработанный после литья и окрашенный краской (D = 240 мм; Н = 300 мм); второй винт — того же диаметра и шага, но опиленный и отполированный (с такими винтами «Вихри» выпускались до апреля 1966 г.); третий винт — опытный (D = 240 мм; Н = 240 мм), также опиленный и отполированный. Предполагается прикладывать винты третьего типа к мотору «Вихрь» дополнительно.
Число оборотов мотора замерялось только при испытаниях со вторым винтом; мощность определялась по внешней характеристике двигателя. С третьим винтом на скорости 36 км/час двигатель развил мощность (по пересчету) 20,3 л. с. При полной нагрузке применение второго и в особенности третьего винта дает значительный выигрыш в скорости. Очевидно, заводу, изготовляющему «Вихри», совершенно необходимо наладить производство дополнительных винтов и, конечно, поставлять основной винт полированным.
На испытаниях выяснилось, что для увеличения скорости желательна более носовая центровка, поэтому выгоднее загружать переднее сиденье.
«Прогресс» может буксировать одного лыжника как на двух, так и на одной лыже.
Диаметр циркуляции лодки с одним водителем на малом ходу — 9,5 м, на среднем — 12,5 м, на полном — 18 м. На курсе лодка устойчива (возможно движение по прямой даже при брошенном штурвале), хорошо слушается руля. Усилие на штурвале не превышает 3 кг.
Лодка была оборудована дистанционным управлением; для этого серийный мотор «Вихрь» пришлось соответственно доработать по нашим чертежам.
С нагрузкой в два и четыре человека лодку «Прогресс» испытывали на 3-балльном волнении. Лодка хорошо преодолевает волны. Брызги благодаря развалу носовых шпангоутов не попадают ни на палубу, ни внутрь кокпита. Значительная килеватость носовой части днища уменьшает удары о воду, поэтому ход по волне переносится пассажирами лучше, чем на «казанке».
Тщательный осмотр лодки после 85-часовой эксплуатации показал, что корпус находится в хорошем состоянии. Расшатанных или выпавших заклепок, трещин в обшивке или наборе, а также течи обнаружено не было.
По заключению комиссии лодка «Прогресс» признана пригодной для безопасного плавания с шестью человеками на борту при волнении до 3 баллов.
Утверждена временная цена (до 1 января 1968 г.) лодки «Прогресс»: 520 руб. с прозрачным козырьком, веслами и еланями. Тент, мягкие подушки сидений, дистанционное управление, колеса со стойками и водилом и походный столик стоят еще 190 руб., так что общая цена полностью оборудованной лодки (без мотора) составляет 710 руб.
Автором разработан вариант той же лодки для изготовления ее из стеклопластика. Скорость с одним водителем под тем же мотором «Вихрь» около 40 км/час. Выясняются экономические и производственные возможности серийного выпуска пластмассовой лодки. Ее габаритные размеры: 4,5X1,7X0,7; вес 150 кг. Оборудование аналогично «Прогрессу».
Об одном конструктивном недостатке
С большим удовлетворением я прочитал описание мотолодки «Прогресс». Поскольку этот долгожданный катер должен выпускаться большой серией и будет основным судном для любителей водного туризма, прогулок, охоты и т. д., хочется, чтобы уже при подготовке к производству были устранены те или иные обнаруженные недостатки конструкции. Думаю, что советы «болельщиков» также могут быть иногда полезными.
Как показано на чертежах (а многие видели лодку и в натуре — на ВДНХ летом 1966 г.), колеса, или, вернее, стойки шасси, крепятся к корпусу без всякой амортизации, на трех винтах. Вес лодки 200 кг, но ясно, что, отправляясь в путешествие, каждый будет стараться уложить в свободный корпус мотор, бак, кое-что из оборудования и багажа (и будет прав!). Это значит, что общий вес буксируемой по суше лодки составит 320—350 кг. Легко представить себе, что будет при такой нагрузке с корпусом, если, например, съехать с асфальта на проселочную дорогу!
Я убежден, что после первых же опытов зксплуатации этой системы без амортизаторов на завод посыплются такие письма, после которых катер начнут выпускать без всяких колес, или придется срочно переделывать конструкцию шасси.
Очень хотелось бы, чтобы конструкторы проработали возможность подрессоривания шасси, как это, например, сделано на передней вилке мотороллера «Вятка» последнего выпуска. Думаю, что эта вилка в качестве ноги шасси (с небольшой доработкой верхней части) полностью, вместе с крылом, могла быть использована для катера, тем более, что можно кооперироваться с заводом-изготовителем вилки.
Если катер все-таки будет выпускаться без изменений, то, купив его, я сразу же займусь решением следующих трех вопросов.
1. Амортизация стоек шасси. Я уже решил использовать имеющийся амортизатор от мотоцикла «Ява» (цена 10 руб.). Если будет мало одного амортизатора, поставлю два рядом.
2. Усиление корпуса катера в районе крепления стоек шасси.
3. Надежная контровка винтов, крепящих стойки, в связи с тем, что при вибрациях они неизбежно будут отходить, и это может привести к аварии.
Водило должно оканчиваться замком для шарового сцепления с автомобилем, которое обеспечивает большую надежность, бесшумность и свободу прицепа относительно буксировщика.
И последнее соображение. Надо, чтобы катер выпускался вместе с узлом крепления к автомобилю. Заводу это, как говорится, ничего не стоит, а владельцам катера изготовлять этот узел самим очень сложно. Надо разработать хотя бы два типа такого крепления: для «Волги» и «Москвича» (шаровой замок, конечно, будет один, а разными надо сделать только траверзы, крепящиеся к концам рамы машины).