Ниже публикуется статья саратовского яхтсмена Н. А. Арефьева, предлагающего еще один вариант переделки «фолькбота», в наибольшей степени удовлетворяющий требованиям плавания по нашим центральным рекам с выходом в море. В информации Н. Е. Асгратов а сообщается о «фолъкботе» с улучшенной обитаемостью, который серийно выпускается польскими верфями и охотно покупается яхтсменами во всем мире. Подобные переоборудованные «фолъкботы» с самоотлив-ным кокпитом строятся и в Англии для участия в гонках малых океанских яхт (JOG).
Редколлегия надеется, что приведенные в этих статьях пожелания по улучшению обитаемости и оборудования «фолькбота» будут учтены верфями спортивного судостроения. Однако мы далеки от мысли, что яхта, проект которой был создан 20 лет назад, даже после переделок сможет полностью удовлетворить современным требованиям. Яхтсменам нужны более быстроходные, безопасные и комфортабельные малые яхты, недорогие в постройке и не требующие больших расходов по их содержанию. О некоторых таких современных яхтах мы расскажем в ближайших выпусках сборника.
Саратовцы ежегодно проводят дальние спортивные плавания, причем наши основные суда — «фолькботы». На этих яхтах мы несколько раз пересекали Каспий, были на Азовском и Черном морях.
Мы очень интересуемся опытом плаваний яхтсменов-крейсерщиков из других городов и очень рады, что сборник «Катера и яхты» посвятил ряд статей малым крейсерским судам и дальним походам. Особенно внимательно мы читали статью Е. П. Леонтьева «фолькбот» можно сделать лучше». Мнение у всех нас одно: «фолькбот» — хорошее судно, но оно имеет специфические особенности конструкции, присущие судам, приспособленным для плаваний в условиях влажного и холодного климата, а кроме того, откровенно говоря, кое-что в нем устарело (недаром на родине «фолькботов» — в Скандинавии — их постепенно вытесняют суда более современных типов).
Основные недостатки «фолькбота», по нашему мнению, таковы:
- Обшивка «кромка на кромку» значительно удорожает постройку яхты. Затрудняется содержание корпуса в чистоте, так же, как и ремонт корпуса. Выступающие кромки обшивки являются причиной интенсивного брызгообразования и шума, особенно на курсе бейдевинд при короткой крутой волне.
- В условиях Поволжья и Юга желательно иметь свободную палубу, так как днем в каюте душно, и команда предпочитает все время находиться наверху. На «фолькботе» основная площадь палубы загромождена рубкой, которая, к тому же, мешает рулевому вести наблюдение, что особенно важно, учитывая интенсивное движение по большим рекам.
- В каюте расположены всего две нормальные койки, что явно недостаточно.
- Комингсы рубки и бортовые иллюминаторы являются источником постоянной «верхней» течи. Даже в наших теплых краях мокрая постель или небольшая капель зашиворот спящему не доставляет удовольствия.
- Оборудование судна выполняется часто недостаточно качественно: ящики шкафчиков разбухают так, что открываются с трудом или же свободно выдвигаются на качке (простые вертушки, как правило, не выполняют своего назначения). На серийных «фолькботах» не предусмотрены сигнально-отличительные огни, электроосвещение кают, камбуз, бачки для воды, крепления посуды и т. д.
Представляется необходимым клинкерную обшивку заменить обшивкой вгладь. Борт на миделе может быть увеличен на 200 мм при сохранении его существующей высоты у форштевня и транца; погибь бимсов должна быть принята максимальной — 150 мм. В результате получится длинный бак и устранятся недостатки, присущие рубке. Кокпит само-отливной конструкции значительно повысит безопасность и позволит лучше использовать полезный объем корпуса. При этом можно будет разместить четыре нормальные койки, три шкафчика и камбуз. Последний может быть размещен в небольшом шкафчике у борта или же выполнен съемным над концом одной из коек.
Бак для пресной воды наиболее рационально поместить под кокпитом, а заливную горловину вывести на палубу; опорожнение его удобно производить через шланг с краном при помощи резиновой груши.
Стол для карты ставится в пазах, под палубой; при надобности он выдвигается и опирается на упор, укрепленный на стенке шкафчика.
Мачта должна быть обязательно складной. Проходящие через палубу пасынки могут быть использованы как опора для раскладного столика, под которым хорошо размещается шкафчик для посуды. Радиоприемник тоже можно разместить на пасынках. Следует заметить, что ферромагнитная антенна оказывает заметное влияние на девиацию компасов, так что выбирать место для приемника следует очень осмотрительно. При расположении его на пасынках это влияние устраняется полностью.
Внизу перед пасынками удобно установить аккумулятор (щелочной). Лампочки освещения следует располагать так, чтобы даже при случайно открывшемся люке не было прямого луча света в сторону рулевого.
Следует обратить особое внимание на конструкцию люков. Водотечность их совершенно недопустима. Кроме того, надо учесть, что при плавании по рекам и водохранилищам очень досаждают москиты, которые в большом количестве появляются после захода солнца, поэтому приходится в люки вставлять защитные решетки с сеткой, чтобы обеспечить команде спокойный отдых.
Целесообразно делать крышки люков и кормовую переборку каюты из оргстекла толщиной 8—10 мм, тогда освещенность каюты будет вполне достаточной даже без палубных или бортовых иллюминаторов.
Равендух для покрытия палубы должен быть прочным и плотным; ни в коем случае не следует приклеивать его к палубе, иначе избавиться от палубной течи будет трудно.
Вооружение и парусность «фолькбота» вполне удовлетворительны, но опыт подсказывает, что нужны топенант и патент-риф; крайне желателен рейковый стаксель, значительно облегчающий работу вахты во время круглосуточных переходов.
Желательно предусмотреть условия для использования и хранения подвесного мотора, но так, чтобы запахи бензина и перегретого масла не чувствовались в каюте, а кронштейн не мешал при убранном моторе и не портил вида судна.
Эти предложения, конечно, не единственный вариант идеального судна. Можно, например, отказаться от сквозных пасынков мачты, которые ухудшают размещение внутри (кроме того, часто при прохождении их через палубу образуются трудноустранимые щели), но это уже не принципиальное изменение, и во многом решение таких вопросов зависит от вкусов строителя и команды. А вот на снижение стоимости следует обратить серьезное внимание. Высокая стоимость в значительной степени препятствует распространению крейсерских яхт централизованной постройки.
Следует полагать, что отказ от клинкерной обшивки и от дубовых комингсов рубки заметно снизит стоимость судна.
Хочется поделиться уже имеющимся опытом переоборудования крейсерских судов. Весной 1964 г. нами была переделана одна старая яхта, имевшая следующие основные данные; длину наибольшую — 9,6 м; ширину наибольшую — 2,3 м; осадку — 1,25 м; высоту надводного борта среднюю — 0,55 мм; парусность — 26 м2; водоизмещение — 2,2 т.
На яхте вместо старой рубки был надстроен длинный бак, для чего борт был поднят в носу на 120, а на миделе на 240 мм. Палуба юта была поднята на 50 мм. Вместо старой почти плоской сделали палубу с погибью бимсов на баке до 170 и на юте до 120 мм. В результате улучшились не только условия обитаемости, но и мореходные качества яхты, В каюте разместились четыре удобные койки, два шкафчика по бортам и один под палубой, впереди кокпита.
В сезон 1964 г. переоборудованная яхта участвовала в походе до Махачкалы, много ходила по Волжскому водохранилищу и участвовала в крейсерских гонках.
Результаты переделки превзошли все ожидания. Яхта оказалась очень сухой; отдельные редкие гребни волн, попадавшие на палубу, сносились ветром за борт и не попадали на людей в кокпите. Предсказания скептиков, что яхта будет плохо идти в лавировку, не оправдались. Благодаря гладкой палубе (которая расположена ниже крыши ранее имевшейся рубки) ветровое сопротивление не увеличилось, и яхта лавирует не хуже прежнего. Это показали большие крейсерские гонки, когда наша яхта пришла на финиш первой и с большим отрывом от остальных килевых яхт.