В основу были положены следующие главные требования, обеспечивающие точность сборки и надежность работы:
- должны быть применены готовые шестерни и подшипники, употребляемые в отечественном машиностроении;
- конструкция должна быть простой, рассчитанной на изготовление в ремонтных мастерских без применения специального оборудования и литья;
- все силовые узлы должны собираться и регулироваться независимо один от другого.
Редуктор состоит из четырех узлов, каждый из которых собирается и регулируется отдельно, после чего узлы сочленяются на общем корпусе.
Узел 1 состоит из корпуса 1 и монтируемых в нем шестерен 2 и 3 в подшипниках 4 и 5. Подшипник 4 устанавливается в своем гнезде неподвижно, а подшипник 5 поджимается регулировочной гайкой 6, фиксируемой стопором 7. Для обеспечения правильного взаимного положения шестерен между ними устанавливается упорный подшипник 8 во втулках 9, запрессованных в шестерни. В левой верхней части корпуса закреплены рычаги 10 для переключения направления вращения гребного винта.
При монтаже узла левая, правая и верхняя части редуктора открыты, что упрощает контроль за правильностью сборки.
Узел 2 имеет базовую деталь 11, в которой крепятся подшипники 12, валик 13 с шестерней 14 и регулировочной гайкой 15. Валик запрессовывается в отверстие шестерни, в которой предварительно электроискровым способом прорезается шпоночная канавка шириной 6 мм. Чтобы исключить соскальзывание шестерни, ее приваривают к торцу валика электросваркой. Узел в собранном виде помещают в гнездо корпуса 1 и при помощи регулировочных прокладок 28 устанавливают в положение, соответствующее правильному зацеплению шестерен, после чего закрепляют винтами (на чертеже не показаны).
Узел 3 состоит из передней крышки 16, подшипника 17, шлицевой втулки 18 и стопорных шайб 19 и 20, которые крепят подшипник в корпусе и втулку в подшипнике. В качестве фиксатора, определяющего положение вала 27 при его перемещении для перемены вращения, применен шариковый фиксатор 29, закрепляемый резьбовым хвостом в крышке 16.
Узел 4 монтируется в задней крышке 21, в которой в подшипниках 22 и 23 вращается вал гребного винта 24. Регулировка положения подшипников производится при помощи гайки 25. Вал 24 имеет гнездовое отверстие со шлицами такого же профиля, как и шлицы шестерни 3. В этом гнезде помещается шлицевая деталь 26, закрепленная при помощи шпонки и гайки на валу 27. На противоположной стороне вала имеется шлицевая часть, которая входит во втулку 18, опирающуюся на подшипник 17. Внутри этой части вала находится шариковое фиксирующее устройство, действие которого понятно из чертежа.
Несколько правее канавки рычага переключения на валу 27 имеется шлицевая часть, которая при перемещении вала в крайнее правое положение входит в зацепление с шестерней 2; деталь 26 при этом выходит из зацепления с шестерней 3, но остается в зацеплении с валом 24. Таким образом происходит передача от ведущей шестерни 14 на шестерню 2 и вал 24.
В положении, изображенном на чертеже, передача осуществляется от шестерни 14 на шестерню 3, которая, находясь в зацеплении с деталью 26, передает движение валу 24, но уже в обратном направлении.
Описанный редуктор разработан при участии инженера-конструктора В. А. Варфоломеева, изготовлен в мастерской Главного управления гидрометеослужбы и испытан в действии.
Хорошие результаты работы редуктора дают основание рекомендовать эту конструкцию для подвесных моторов и угловых колонок стационарных установок.
В предлагаемой конструкции есть интересные решения, которые могут быть использованы при проектировании реверсивных колонок для стационарных двигателей соответствующей мощности (т. е. применительно к двигателям «Москвич-402» и «407», «М-20» и «ГАЗ-69»).