Основные конструктивные размеры дистанции воднолыжного слалома определены Правилами соревнований по воднолыжному спорту. Дистанция (см. статью В. В. Филанчука) представляет собой размещенные в шахматном порядке буи для воднолыжника и некоторое количество ворот, определяющих путь катера-буксировщика. Наибольшую трудность при оборудовании дистанции, несложной по геометрической конфигурации, представляет точное соблюдение заданных Правилами соревнований размеров между буями на дистанции. Обеспечить требуемую точность можно лишь при наличии идеальной акватории, т. е. при полном отсутствии течения и ветра в заданном районе, но в практике такие случаи почти полностью исключены. Поэтому сама конструкция трассы для воднолыжного слалома должна в такой мере соответствовать конкретным условиям акватории, чтобы обеспечивалось минимальное отклонение действительных размеров дистанции от заданных.
В зависимости от условий водного бассейна, на котором оборудуется дистанция, применяются три основных способа ее установки.
Постановка буев дистанции методом измерения двух углов
Место расположения любого буя на дистанции будет однозначно определяться при помощи одновременного наблюдения его двумя измерителями из пунктов М и N по заданным значениям углов α1 и α2 между базовой линией MN и направлениями на данный буй трассы.
Применять этот способ следует на закрытых озерах или на искусственных водоемах с минимальным течением. Постановку трассы желательно производить в безветренный и ясный день. Береговая линия должна быть по возможности ровной, чтобы обеспечивалась хорошая видимость из пунктов наблюдения в любой участок трассы.
К преимуществам этого способа следует отнести прежде всего простоту применяемых для измерения приспособлений, а также и самой трассы. Измерительное приспособление состоит из штатива или столбика с горизонтально расположенной (проверяется по уровню) площадкой, на которой размещены измерительный сектор и визирное устройство. Измерительный сектор представляет собой неподвижный транспортир, проградуированный с точностью до 0,1°. Поворотное визирное устройство створного типа. Все измерительное приспособление (нужно иметь два таких приспособления) можно изготовить самостоятельно( обратив особое внимание на точность градуировки измерительного сектора и тщательность юстировки визира.
Визир делают из тонкой полоски плексигласа; на одном конце прорезают узкую щель, а на другом наносят краской визирную линию, после чего оба конца отгибают.
Измерительные приспособления устанавливают на берегу в пунктах измерения М и N, расположенных на расстоянии 287 м. Для точного измерения этого базового расстояния можно воспользоваться рулеткой или мерной веревкой длиной 41 м. Измерительные приспособления разворачивают таким образом, чтобы нулевая линия транспортира совпадала с направлением базовой линии MN; тогда нормаль к этой линии, проходящая через ось сектора, покажет направление на входные (выходные) ворота трассы.
Если измерительное приспособление используется только для постановки трассы, достаточно проградуировать сектор в пределах от 0 до 90°. Естественно, что значения углов α1 и α2, определяющих направления на буи, будут зависеть от расстояния Н, на которое отстоит базовая линия от продольной оси дистанции слалома. Так как в каждом конкретном случае это расстояние будет определяться глубиной водного бассейна, извилистостью берегов и другими условиями, в таблице приведены значения углов α1 и α2 для нескольких расстояний Н; буи для воднолыжника обозначены Bi, а буи, обозначающие путь катера, Ki.
После того как измерительные приспособления установлены и выверены, можно приступать к постановке трассы. Для этого в лодку грузят буи с якорями весом 3—5 кг и буйрепами, причем способ крепления к буйрепу должен допускать возможность быстрого изменения длины буйрепа. Один человек садится на весла, другой занимается постановкой буйков. Перед началом постановки необходимо условиться о способах сигнализации, для чего лучше всего использовать флаги яркого цвета. Направления движения лодки «вправо — влево» указываются измерителями из пунктов М и N.
Постановку трассы следует начать с установки буйков К1, К2 или К7, К8, затем двигаться к противоположному концу трассы. Измерение углов следует производить как можно тщательнее, с точностью до 0,1°. Буй должен устанавливаться в тот момент, когда оба измерителя точно зафиксируют его местоположение.
После того как трасса поставлена, производят ее корректировку, причем следует помнить, что на расстоянии 300 м вертикальная линия визирного устройства полностью закрывает буй диаметром 30 см. Окончательную корректировку трассы рекомендуется выполнять при помощи двух лодок; при этом постановщик буев руководствуется указаниями как наблюдателей на берегу, в пунктах измерения, так и указаниями наблюдателя на второй лодке, корректирующего положение буя по продольной линии трассы.
Следует помнить, что точность этого способа резко снижается, а работа усложняется при наличии ветра или волн.
Для упрощения корректировки трассы при смещении буйков в будущем следует отметить положение точек измерения М и N после окончания постановки.
Постановка дистанции, собранной на берегу
Необходимо приготовить 710 м стального троса диаметром 4—5 мм (не считая длины 15 буйрепов, которая будет зависеть от глубины в районе постановки буев).
Собственно прямоугольник трассы CDEF изготовляют из одного куска троса длиной 620 м, на котором размечают места крепления буйрепов. Существует несколько способов крепления буйрепов к основному тросу. Проще всего (способ «а») сделать петлю из проволоки диаметром 1,5— 2,5 мм, продетой между прядями основного троса. Удобно использовать для крепления петель различного рода зажимы («б» и «в»). Для крепления буйков К3 — К6, образующих проход для катера-буксировщика, к прямоугольнику в районе буев В2 и В5 при помощи зажимов прикрепляют две поперечные перемычки длиной по 23 м. К углам основного прямоугольника присоединяют четыре растяжки длиной около 10 м, на концах которой расположены основные якоря. В качестве якорей можно использовать отходы литейного производства, куски рельсов и прочие грузы весом примерно по 20 кг. Для уменьшения подвижности средней части трассы рекомендуется к концам промежуточных перемычек на небольших оттяжках длиной 0,5—1 м подвешивать дополнительные грузы весом по 5—7 кг.
Трассу можно устанавливать как на спокойной воде, так и при наличии небольшого ветра и волн на озерах и реках. Первоначальную постановку можно осуществить с одной лодки или катера. Предварительно нужно исследовать (с помощью водолазов) дно выбранного района и удалить топляки, коряги и другие опасные предметы. Профиль дна желательно иметь ровным, но допустим и небольшой уклон.
Предварительно подготовленный отрезок троса, равный по длине периметру основного прямоугольника CDEF, наматывается на барабан, который устанавливают на корму лодки. Лодка движется в районе постановки по курсу, близкому к периметру прямоугольника, и трос опускают в воду. Первым опускают груз, прикрепленный к Оттяжке в месте разрыва периметра С, причем для обозначения этого места и вообще всей трассы к этой растяжке в районе груза на буйрепе крепят дополнительный буй произвольной конструкции. По мере опускания троса к угловым точкам D, Е и F прямоугольника крепят растяжки с грузами и опускают их в воду. После того как весь трос погружен в воду, поднимают его конец в районе дополнительного буйка и соединяют оба конца, чтобы образовался замкнутый прямоугольник.
Затем приступают к закреплению буйрепов и поперечных перемычек. Лодка с буйрепами, перемычками и буями снова движется вдоль трассы, причем основной трос поднимают на поверхность с носа или кормы лодки. В местах узловых точек к заранее поставленным на трос петлям при помощи карабинов крепят буйрепы с буйками. Глубина в местах установки должна быть измерена достаточно точно, чтобы имелась возможность регулировки длины буйрепа. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы буйки не сносились течением и не затапливались волной. Одновременно со второй лодки крепят поперечные перемычки и буйки, обозначающие путь катера-буксировщика.
Заключительная стадия постановки включает в себя растягивание трассы и окончательную корректировку положения буйков. Растягивание имеет целью восстановить заданные размеры сторон прямоугольника и производится при участии двух катеров. Сначала растягивается малая сторона прямоугольника, которая расположена выше по течению (для стоячих водоемов порядок растягивания сторон не имеет значения). Для этого на катера поднимают два якоря (например, из углов С и F) и катера расходятся вверх по течению под углом 45° к осевой линии трассы, натягивая за растяжки как малую, так и большую стороны прямоугольника трассы. Лучше, если движением катеров руководят наблюдатели, находящиеся на двух или на одной лодке и корректирующие перемещение буйков. Когда малая сторона прямоугольника полностью растянута, оба груза с катеров одновременно опускают в воду. Аналогично растягивают вторую малую сторону ED, а с ней и весь основной прямоугольник трассы.
Окончательную корректировку размеров трассы можно производить, перемещая в поперечном направлении (в незначительных пределах) большие стороны прямоугольника; для этого используют буйрепы, причем наблюдатели, находящиеся на конце трассы, должны указывать сигнальными флагами направление смещения буйков.
Постановки трассы зимой с разметкой на льду
Применение этого способа возможно лишь на замерзающих водоемах. Лучшим временем для постановки буев следует считать раннюю весну, когда нарастание льда уже прекратилось. Трассу размечают на льду согласно заданным размерам. В местах расположения буйков пробивают во льду лунки (проруби) диаметром 30— 40 см и опускают через них любые плавучие предметы — временные поплавки— на мертвых якорях весом 10—20 кг. Перед постановкой измеряют глубину, а также толщину льда. Длина буйрепа берется равной глубине в данном месте, причем верхняя часть его наматывается на поплавок и закрепляется так, чтобы он после постановки находился на 50—100 см ниже нижней кромки льда (благодаря этому трасса не будет повреждаться во время ледохода).
Положение луиок отмечается створами на берегу для облегчения поисков находящихся под водой поплавков после ледохода. В прозрачной воде поплавки легко обнаружить с лодки; в других случаях лучше использовать подводных пловцов. После обнаружения поплавков освобождают закрепленные на них участки буйрепа и заменяют поплавки штатными буями трассы. В качестве поплавков лучше взять металлические буйки, но можно использовать и тщательно окрашенные деревянные буйки.
Если уровень воды на данной акватории непостоянен, желательно применить схему с автоматически изменяющейся длиной буйрепа. Для этого используют специальный блок; к концу пропущенного через этот блок буйрепа подвешивается груз, величина которого выбирается так, чтобы буй, поддерживающий блок и этот груз, находился больше чем на половину своего объема над поверхностью воды.