Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Опыт эксплуатации
  • 1965 год
  • Почему катера не строят узкими?
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Почему катер называется «катер»
Как строят «фолькботы» в ГДР
Почему ломаются балки катамаранов?
Почему упал спрос на лодочные моторы в СССР?
Почему яхта «Ольга» сошла с дистанции
Ленинградцы строят «Бронированные Малые Охотники»
Прогулочные катера-палатки «Бертрам-24» и «Cecca ST-550»
Почему опрокидываются суда, построенные с соблюдением законов остойчивости?
Почему «буксует» Кубок Черного моря?
Надувные емкости для непотопляемости катера
Скорость хода и мощность двигателя катера на подводных крыльях
Оснастка для ловли рыбы с катера
Реверсивно-рулевое устройство водометного катера
Морские испытания водометного катера «Крым-4»


Почему катера не строят узкими?

Год: 1965. Номер журнала «Катера и Яхты»: 5
          0


«В сборниках «Катера и яхты» я не встретил статей по постройке моторных лодок с отношением длины к ширине L/B — 7÷8. Между тем наши любители строят именно такие лодки. Эти лодки с мотором «Москва» или «СМ-557Л» более быстроходны, чем «казанка». Лесники и геологи на наших быстротечных горных речках пользуются только узкими и длинными лодками Сообщите, пожалуйста, в каких пособиях найти чертежи с плазовыми ординатами лодок такого типа?»



Редколлегия нашего сборника не располагает материалами по постройке моторных лодок с отношением L/B—7÷8. Нам неизвестны литературные источники по этому вопросу.

Дело в том, что в настоящее время большинство мотолодок и катеров строится более широкими (L/B = 3÷5), а высокие значения L/B, названные вами, применяются исключительно для байдарок и других чисто гребных судов (или крупных судов, например, морских катеров длиной 40—60 м).

Основная причина редкого распространения мелких моторных судов с таким высоким отношением L/B — это низкая остойчивость, не удовлетворяющая современным требованиям безопасности плавания. Кроме того, более широкие суда при установке двигателя соответствующей мощности переходят в режим глиссирования при меньшей относительной скорости и на этом режиме глиссирования развивают большую скорость, чем узкие водоизмещающие лодки с таким же двигателем. Маловероятен случай, чтобы узкая лодка (L/B = 5÷7) обгоняла «казанку» при равной нагрузке и установке одинаковых моторов.

Интересно сопоставить ходовые качества двух катеров — узкого и широкого,— имеющих равные длину (7 м) и водоизмещение (1,7 т), но разную ширину (см. таблицу).


Таблица эта рассчитана приближенными способами для катеров с остроскулыми обводами и может служить только для качественной оценки.


На приводимом графике мощности двигателя в зависимости от скорости хода видно, что на небольшой скорости (до 25 км/час) узкий катер, действительно, более быстроходен, так как требует мотора меньшей мощности для достижения той же скорости, что и широкий. При скорости! около 30 км/час широкий катер начинает двигаться в переходном к глиссированию режиме и преимущество узкого катера быстро теряется.

Для увеличения скорости свыше 30 км/час широкий катер требует лишь незначительного прироста мощности, тогда как мощность двигателя узкого катера должна резко возрастать. Узкий катер переходит в режим глиссирования на скорости около 60 км/час, а для достижения такой скорости необходима мощность около 250 л. с.; широкий катер будет развивать эту скорость при 120 л. с.

Таким образом, узкие лодки (водоизмещающего типа) имеют преимущество только на небольших скоростях, при большой весовой нагрузке на 1 п. с. мощности двигателя (свыше 50 кг/л. с.).


 
Чтобы оценить остойчивость узкой лодки, удобно сравнить ее с «казанкой», достаточно остойчивой и безопасной. При длине 4,5 м ширина «казанки» составляет 1,2 м.

Чтобы получить лодку с соотношением L/B = 7 и такой же остойчивостью, как у «казанки», надо сделать её шириной не менее 1 м при длине — 7 м. Это уже сравнительно большая и тяжелая лодка. Если же принять ширину менее 1 м, остойчивость узкой лодки может быть обеспечена только в том случае, если люди будут сидеть непосредственно на днище лодки (на пайолах); при расположении людей на банках или стоя лодка может легко перевернуться.

При посещении г. Хабаровска членами редколлегии сборника их внимание привлекли сравнительно узкие моторные лодки, построенные местными любителями. Свойства таких лодок, вероятно, хорошо соответствуют характеру сибирских рек с их быстрым течением и короткой «ершистой» волной. Однако отношение L/B этих лодок составляло 5—6. Мы не сомневаемся, что существуют и более узкие лодки местных типов, характеристики которых выработаны в течение многих десятилетий плавания по тем или иным рекам, и будем признательны за любую информацию (описание, чертежи, фотографии и т. п.) о таких типах лодок в любом районе СССР.


Понравилась ли вам эта статья?
+11

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Можно ли доверять магнитному компасу?
Усовершенствование устройств на крейсерских яхтах
Киль для гребной лодки
Восстановление водоупорных свойств ткани
Мази для полировки корпусов гребных спортивных судов
О возможности отступлений от приводимых проектов
Самодеятельный водно-моторный клуб
Первый поход под Ветерком
Практическое значение обмерных формул в яхтостроении
Оценка крейсерско-гоночной яхты «Л-6»
Крепление стеклопластикового корпуса водомета на деревянном катере
Сварные утка и якорь
Переоборудование шлюпки в туристское судно
Проверка гребного винта
Камбуз-глушитель для туристического катера

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Почему катера не строят узкими?

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Люк с двойным комингсом
Крепление убранного паруса к гику
На лыжах с парусом зимой
Где проходит линия шпунта на теоретическом чертеже?
О выборе лакокрасочных материалов
По страницам книги «Сам построй лодку»
Дальние путешествия на катерах
Подготовка к дальним плаваниям
Оборудование трассы для воднолыжного слалома
Устройство для обучения воднолыжников
Глушитель с водяным охлаждением
Гребной винт из стеклопластика
Уплотняющее устройство для подвесного мотора «Москва»
Кронштейны для крепления бака мотора Стрела
Переделка «Звездника» в крейсерскую яхту


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 30 + 24 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории