В спортивном судостроении мази имеют особое значение, так как благодаря полировке ими лаковой поверхности обшивки улучшаются ходовые качества лодок (образуется тонкий слой, который предохраняет лаковую пленку от разрушения и вместе с тем препятствует проникновению воды внутрь древесины).
Изготовление мази весьма несложно. В нагреваемый на газовой плите или электрической плитке котелок помещают для расплавления составные части мази в соответствии с рецептом в следующем порядке:
1) церезин;
2) воск (пчелиный или какой-либо другой);
3) парафин.
Плавление производится при перемешивании массы. Следует избегать перегрева и принимать все меры для исключения возможности загорания.
Затем котелок с расплавленной массой снимают с огня; к расплавленной массе при энергичном перемешивании добавляют тонкой струей соответствующее количество скипидара.
Для удобства хранения и потребления рекомендуется приготовленную таким образом мазь еще в горячем и, следовательно, жидком состоянии разлить в железные банки от краски. Разумеется, банки должны быть предварительно тщательно очищены.
Мы приводим следующие три рецепта, которые, по нашему мнению, наиболее удачны.
Употребление мази весьма просто. Мазь небольшими порциями наносят тонким слоем на наружную поверхность корпуса лодки. Затем производят энергичное растирание ее и, наконец, полировку шерстяной тряпкой до получения блестящей поверхности.
Эти мази могут найти применение и для полировки любых деревянных изделий, например мебели.