В стационарных условиях зарядить акваланг — не проблема. На каждой спасательной станции ДОСААФ имеются компрессоры высокого давления, работающие от электросети, или баллоны со сжатым воздухом. Имеются и специальные зарядные станции, где за небольшую плату можно зарядить аппарат и запасные к нему баллоны, но таких станций пока еще мало и они сосредоточены в основном в крупных промышленных городах и отдельных пунктах Черноморского побережья. Это конечно очень удобно, но только тогда, когда вы решили погружаться в районе расположения этих станций. Ну, а если вам захотелось обследовать озеро или реку, где нет таких станций?
Нужно сказать, что подводный спорт — это спорт коллективный. Обычно спортсмены-подводники объединяются в группы и выезжают в намеченные заранее пункты каким-либо транспортом. Чтобы не быть связанным с зарядными станциями, нужно приобрести трехступенчатый компрессор высокого давления АК-150В. Для коллектива спортсменов в 3—5 чел. это уже не составит больших трудностей, а в большинстве случаев спортсмены-подводники объединяются именно в такие группы.
Краткая характеристика компрессора АК-150В
Рабочее давление, кг/см2 | 150 |
Число оборотов в мин (максимальное) | 2300 |
Производительность при 200 об/мин, м3/час | 2,4 |
Охлаждение | Воздушное, принудительное |
Мощность привода, л. с. | 3,5 |
Из этой краткой характеристики видно, что компрессор удовлетворяет основным требованиям аквалангистов: имеет небольшой вес и удовлетворительную производительность (акваланг АВМ-1 емкостью баллонов 2,1 м3 можно зарядить за 40 мин.). Однако вся установка с фильтрами очистки, электроприводом и другими элементами обычно весит очень много (1В0 кг). Но пусть это вас не пугает! Фильтры очистки воздуха можно сделать очень легкими; решается и вопрос с приводом.
Некоторые спортсмены используют для этого двигатели автомобилей. Компрессор при помощи несложного устройства крепят болтами к переднему бамперу автомобиля. Компрессор работает вполне удовлетворительно, но имеет один серьезный недостаток — плохую систему смазки. Смазка осуществляется от шестеренчатого насоса двигателя, но общая система смазки не позволяет получить в компрессоре нужное давление масла, а применяемый в автомобильных двигателях автол (или «СУ») малопригоден для компрессоров высокого давления. Это вызывает высокий износ поршневой группы, а в отдельных случаях — порчу клапанов. Масла следует применять специальные компрессорные или авиационные марок МС-20 или МК-22, обладающие высокой вязкостью и улучшенные специальными присадками.
В журнале «Техника молодежи» № 7 за 1961 г. было дано описание зарядного агрегата. Эта конструкция имеет целый ряд недостатков и вряд ли будет работать удовлетворительно хотя бы потому, что компрессор не имеет принудительного воздушного охлаждения. Тем, кто желает лучше ознакомиться с конструкциями компрессоров для зарядки аквалангов, рекомендуем прочесть сборник «В помощь спортсмену-подводнику» № 1 изд. ДОСААФ (1962 г.).
Для спортсменов-подводников, занимающихся водно-моторным спортом и туризмом, наиболее удобна примененная нами конструкция зарядного агрегата, работающего от подвесного лодочного мотора «Москва».
Установка компрессора
Компрессор АК-150В при помощи фланцевого соединения устанавливается на подводную часть мотора (рис. 1,2) вместо съемной части корпуса редуктора. Корпус редуктора вместе с гребным винтом легко снимается, для чего следует отвернуть три болта.
Таким образом, компрессор полностью находится под водой. Забор воздуха производится через гофрированный шланг длиной 3—4 м (подобный шлангам от аквалангов), который выносится в носовую часть лодки, подальше от работающего мотора.
Смазка компрессора производится под давлением 4—5 атм от шестеренчатого насоса мотоцикла «М-72».
На съемную часть корпуса редуктора 2 (рис. 3) насаживается и приваривается фланец 1, изготовленный из дуралюмина. Вращение от мотора на компрессор передается через валик 3 с внутренними шлицами. Чтобы гипоидное масло редуктора не смешивалось с компрессорным маслом, в корпусе 2 установлены две резиновые манжеты 4, металлическая обойма которых перед запрессовкой смазывается эпоксидным клеем. Фланец 1 крепится к фланцу компрессора четырьмя болтами Мб. В нем имеются каналы для циркуляции масла (7—штуцер маслопровода). Масляный насос смонтирован на противоположной стороне компрессора.
Задняя крышка компрессора В засверливается строго по центру. Вместо гайки, стягивающей вал компрессора, наворачивается валик 9, передающий вращение на насос и имеющий канал для циркуляции масла.
Корпус насоса крепится к пластине из нержавеющей стали на паронитовой прокладке. Пластина привинчивается болтами с потайной головкой к задней крышке.
Шестерня 6, манжеты 4, съемная часть редуктора и подшипник 5 использованы от мотора «Москва».
Для подгонки компрессора к мотору необходимо оба цилиндра компрессора развернуть на 180°, так как штуцеры и соединительная трубка будут упираться в антикавитационную плиту. Делается это так. Отворачивают четыре гайки, крепящие цилиндр высокого давления, и медленно поворачивают цилиндр ключом за вал компрессора. Вместе с поршнем будет подыматься и открепленный цилиндр. Когда цилиндр освободится от шпилек, его поворачивают на 180° и снова закрепляют. Точно так же поступают и со вторым цилиндром. Не рекомендуется делать наоборот, т. е. приподнимать цилиндр на неподвижном поршне. Это приведет к тому, что многочисленные компрессионные кольца выйдут из цилиндров и их будет очень трудно правильно установить обратно.
Соединительную трубку компрессора разрезают на две равные части и надставляют другой трубкой большего диаметра, а места соединения пропаивают серебром или латунью.
Масляный бачок (емкостью 1 л) соединяют с компрессором резиновыми маслостойкими шлангами (рис. 4). Завинчивающаяся крышка бачка имеет отверстие для сообщения с атмосфе рой. Контроль за работой насоса осу ществляется по манометру, который крепится рядом с бачком.
Фильтры высокого давления
Благодаря тому, что зарядка акваланга ведется с лодки, фильтры высокого давления можно сделать предельно простыми, так как воздух над водной поверхностью, как известно, достаточно чист. Хорошее охлаждение компрессора и соединительных трубок способствует незначительному образованию паров масла, что также обусловливает возможность снижения габаритов фильтров.
Оба фильтра изготовляют из однодюймовых оцинкованных труб (рис. 5) и крепят к транцу лодки на струбцинах. Первый фильтр служит для конденсации и отстаивания паров масла и воды, второй — для очистки воздуха от посторонних газов и частиц. В верхней части фильтров установлен манометр высокого давления.
При зарядке аквалангов лодку надо ставить на якоря (носовой и кормовой) по ветру, чтобы выхлопные газы не попадали в заборный шланг.
После прогрева двигателя на холостых оборотах включают ручку реверса в положение «передний ход» и плавно доводят число оборотов мотора до среднего. При этом мотор не должен развивать более 3200 об/мин, что соответствует примерно 8 л. с. С увеличением давления в системе увеличивается нагрузка на мотор, поэтому в процессе работы необходимо выравнивать обороты.
После зарядки нужно закрыть вентили на аппарате и открыть продувочный кран фильтра для удаления из него влаги и масла.
В нерабочем состоянии все штуцеры в компрессоре должны быть плотно закрыты от попадания грязи и вытекания масла, которое в значительных количествах скапливается в картере.
Хорошее охлаждение компрессора, масла и нагнетаемого воздуха, а также легкость запуска (благодаря наличию нейтральной скорости и нужной редукции) делает такой способ зарядки аквалангов весьма удобным. Производительность компрессора повышается более чем в два раза.
Акваланг АВМ-1 можно зарядить до 150 атм за 15 мин.
В течение нескольких лет я и мои товарищи, отправляясь в туристский поход на моторных лодках, берем с собой акваланги и компрессор. Мы не можем назвать себя специалистами-подводниками, но мы любим этот замечательный вид спорта. Подводные прогулки в Финском заливе, на Ладожском и Онежском озерах, а также по рекам (Волга, Свирь, Волхов) доставляют нам большое удовольствие. Благодаря моторным судам мы побывали в таких местах, куда трудно попасть другим видом транспорта, а благодаря использованию описанного устройства для зарядки аквалангов наши аппараты были всегда готовы к погружению.