Редколлегией получено большое количество писем, в которых читатели сообщают о постройке ими лодок и катеров по проектам, опубликованным в первом и втором выпусках нашего сборника. Многие любители по тем или иным причинам изменяют размерения, планировку и конструкцию судна, отступая от приведенного проекта. В одних случаях это вызвано отсутствием необходимых материалов или двигателя указанной марки, в других — желанием улучшить те или иные показатели (вместимость, мореходность, скорость).
В каждом таком случае следует помнить, что любое судно рассчитано на определенную скорость, определенные условия плавания и эксплуатации. Поэтому самостоятельно приниматься за внесение тех или иных отступлений от опубликованных проектов может только подготовленный любитель, имеющий достаточный опыт постройки и плавания на подобных судах.
Не рекомендуется изменять главные размерения судна больше чем на 10—20% (в ту или иную сторону) от принятых во взятом за основу проекте; в случае необходимости больших изменений лучше подобрать другой, более подходящий проект (более близкий прототип). В указанном диапазоне все размерения по проекту должны быть изменены пропорционально принятому коэффициенту увеличения (или уменьшения).
Например, если вы хотите построить яхту «Лоцман» длиной не 6,7 м, как предусмотрено проектом, а 8 м (в 1,19 раза больше), нужно все плазовые ординаты умножить на коэффициент увеличения 1,19. При таком способе увеличения водоизмещение яхты должно увеличиться в 1,193 = 1,69 раза, т. е. станет равным 2,4 т вместо 1,42 т. Площадь парусности при этом увеличится в 1,192 = 1,41 раза (29 м2 вместо 20,5). Одновременно должны увеличиться вес фальшкиля и сечения связей набора.
Иногда бывает достаточно изменить только одну длину судна, не меняя других размерений. Например, читатель Р. Т. Фасхутдинов из Казани желает удлинить мотолодку «МК-29» на 0,6 м. Это целесообразно выполнить за счет переноса транца в корму на одну шпацию. При этом обводы транца и носовой части лодки останутся неизменными; нужно будет только немного изменить ординаты кормовых шпангоутов и ввести дополнительный шпангоут.
Часто приходится удлинять судно из-за необходимости установки нового двигателя. Так, читатель А. А. Моисеев из Москвы ре-шил установить на «Казанке» мотор от «Запорожца» путем пристройки к транцу лодки моторного отсека длиной 0,7—0,8 м. Такое решение принципиально возможно, однако связано с необходимостью установки углового или Z-образного редуктора и лишает лодку непотопляемости.
Изменения планировки и размеров катеров, вызванные установкой другого двигателя, могут привести к нежелательной центровке, чрезмерному дифференту на корму или даже на нос. В результате может существенно снизиться скорость катера (особенно глиссирующего), даже в том случае, если будет установлен более мощный двигатель. Такие изменения всегда должны сопровождаться соответствующими расчетами.
Читатель В. Н. Изумрудский из Москвы хотел бы построить катер длиной 8—9 м, но располагает чертежами только 6-метрового судна. Такое большое увеличение потребует полного пересмотра проекта, включая определение новой центровки, разработку нового общего расположения, определение увеличенных сечений связей корпуса, подбор винтомоторной установки и т. п. Какие-либо методы пропорционального изменения здесь уже мало приемлемы.
При пересчете размерений следует учитывать, что самые мелкие суда (например, длиной 2,5—5 м) относительно более широки и высокобортны, чем суда длиной 5—8 м. Это объясняется необходимостью обеспечения достаточной остойчивости и безопасности. Поэтому уменьшая (по сравнению с проектом) длину небольшой лодки, ее ширину и высоту борта следует уменьшать в меньшей степени.
Иногда спрашивают, может ли быть изменена архитектура катера? Публикуемые в сборнике проекты соответствуют установившимся требованиям хорошего вкуса, удобства и безопасности эксплуатации. Чаще всего стремятся увеличить объем и высоту внутренних помещений, что приводит к развитым высоким надстройкам. Это допустимо только для речных плавучих дач, но непригодно для судов, эксплуатирующихся в более или менее открытых водах. Большие надстройки не только портят внешний вид судна, но и снижают остойчивость и увеличивают парусность, способствующую снижению скорости и сносу судна с курса при ветре. Поэтому увлекаться высотой помещений не следует, тем более, что стоять в полный рост в каюте небольшого катера обычно нет необходимости.