Напомним, что создание системы Аэрориг английскими специалистами было отчасти инициировано растущей потребностью в доступном для неспециалиста-яхтсмена, удобном и эффективном вооружении для круизных и прогулочных яхт. Действительно, с парусами, раскрепленными на одной общей раме, легко управляется даже один человек при помощи единственного шкота. При повороте оверштаг система практически сама перестраивается на другой галс, а поворот через фордевинд осуществляется легко и мягко, без резких бросков гика с борта на борт. Рифы тоже брать удобно — без напряжения и на любом курсе по отношению к ветру. Если не считать некоторых неудобств, связанных с загромождением бака дополнительным элементом рангоута, можно считать, что благодаря системе Аэрориг достигнут невиданный ранее уровень безопасности и комфорта в управления парусами и яхтой.
Эффективность работы системы Аэрориг подтверждена многочисленными испытаниями и тестами. Так, эксперименты, проведенные специалистами-учеными в аэродинамической трубе Саутгемтонского университета, показали, что Аэрориг создает тягу, значительно большую, чем традиционно расположенные паруса. При 10-узловом ветре на самых острых курсах традиционное вооружение и Аэрориг работали примерно одинаково. При увеличении лавировочного угла до 40° Аэрориг начинал создавать большее (до 33 %) тянущее усилие, нежели традиционно установленные паруса. Уже на 120° преимущество в тяге достигало 50 %. и еще больше — на 180°. Справедливости ради, отметим, что зафиксированная приборами эффективность работы традиционного вооружения на курсах близких к фордевинду значительно повышалась при вынесении генуи "на бабочку".
К сожалению, проведенный эксперимент не позволил в цифрах оценить такие преимущества вооружения аэрориг, как чистый обзор по курсу, не перекрываемый низко расположенной шкаториной стакселя, легкую управляемость парусной системы и удивительно мягкие повороты.
Кроме упомянутого эксперимента в трубе проводились и "натурные" испытания с участием двух прогулочных яхт проекта «Beneteau 42s7'», одна из которых была вооружена Аэрориг. Находясь в одинаковых условиях, обе яхты соревновались в прохождении мерной дистанции, которая выставлялась несколько раз с тем, чтобы яхты можно было посмотреть на разных курсовых углах. Яхта, вооруженная Аэрориг, была быстрее при любых условиях плавания! Ее преимущество в скорости достигало 26-31 %. Что ж, может быть пора говорить о состоявшейся революции в теории плавания под парусами?
В настоящее время создатели Аэрорига завершили вооружение 85-футовой яхты «New Dawn» («Новая Заря», конструктор Билл Диксон), которая теперь является обладательницей самого высокого в мире свободно закрепленного (не растянутого вантами и штагами) рангоута.
В качестве иллюстрации к словам о "победном шествии" Аэрорига по морям-океанам, мы предлагаем вашему вниманию краткие сообщения о некоторых проектах яхт, в конструкции которых уже используется вооружение нового типа.
«NEW DAWN»
Площадь парусов — 288 м2, длина наибольшая — 25.91 м, длина по ВЛ — 23 м, ширина — 6.52 м, осадка — 2.90 м, водоизмещение — 64 тонны. На «Новой Заре» установлена полностью автоматическая система Аэрориг: закрутка грота с гидравлическим приводом (грот со сквозными латами убирается а гик) и лебедка грота-фала, гидравлическая закрутка стакселя и гидравлическая лебедка стаксель-шкотов. Вся система управляется дистанционно. Секционная углепластиковая мачта спроектирована и сделана по ультрасовременной технологии SMART компании "Карбоспарз". Технология позволяет создавать качественную диагностическую систему, которая очень помогает в эксплуатации, отображая реальные нагрузки, возникающие на рангоуте в каждой точке и в любой момент времени.
«DIXON 40 AeroRig»
Вслед за «Новой Зарей» Диксон разработал еще одну, теперь уже 40-метровую суперяхту. В дополнение ко всем преимуществам системы Аэрориг, которые достигаются без участия специалиста-настройщика. Диксон вложил в этот проект ряд удачных решений, которые делают его лодку настоящей суперяхтой. Шкотовые лебедки размещены под палубой, они достаточно мощны и при этом необычайно компактны; уменьшена осадка, понижен центр тяжести мачты; предусмотрено достаточно места для комфортного размещения экипажа, а также выделено большое пространство для проживания гостей; наконец, найдена возможность снизить цену за рангоут настолько, что устанавливаемый Аэрориг будет дешевле, чем стационарная углепластиковая мачта. Площадь парусов — 550 м2, длина наибольшая — 39.94 м, длина по ВЛ — 34.55 м, ширина — 9.01 м, осадка — 4 м, водоизмещение — 160 тонн.
«LAZY JACK»
Эта 19-метровая круизная яхта, спроектированная конструкторским бюро Джерри Дейкстра, во время своего первого плавания — перехода на Канары — продемонстрировала отличные ходовые качества, преодолевая за сутки по 180 миль. Канары — лишь первый этап запланированного кругосветного круиза, добрая половина которого в настоящий момент успешно завершена.
«DIJKSTRA 57 AeroRig»
Еще одним удачным конструкторским опытом Дейкстра стала 57-футовая (17.4 м) шхуна — первый двухмачтовик, вооруженный Аэрориг. Владельцы шхуны отмечают, что скорость яхты на острых курсах превышала расчетную, полученную во время экспериментов в аэродинамической трубе.
В Бразилии заложена еще одна шхуна с вооружением нового типа. Этот 93-футовый (28.5 м) парусник строится для арктических исследований.
«CHALLENGER AeroRig»
16-футовый (4.8 м) тримаран типа "Челленджер" спроектирован специально в расчете на людей с различными физическими отклонениями. Простота работы с парусами в сочетании с высокой остойчивостью тримарана открывают широкие возможности приобщения к парусному спорту тех, кто раньше и не помышлял о самостоятельных морских прогулках. В кокпите тримарана предусмотрено место для инструктора, но управлять парусником без напряжения в состоянии один человек.
«SHATTLEWORTH 52 AeroRig»
Серию многокорпусников продолжает океанский круизный катамаран Джона Шатлуорта (52 фута — 16 м). Катамаран, вооруженный Аэрориг, открывает возможность дальних, в том числе и кругосветных плаваний для небольших команд или семейных пар. Мачта катамарана снабжена электрической закруткой грота (в гик). Стаксель также закручивается автоматически.
«OPEN 60 AeroRig»
Участник самой первой кругосветки "Уитбред" и ряда трансатлантических гонок 65-летний англичанин Лесли Уильямс планирует свое очередное одиночное плавание на современной яхте класса "Open 60", спроектированной конструктором Дэвидом Томасом. Яхта имеет все самые "модные" приспособления и элементы: длинный бульбкиль, закрепленный на двух узких пластинах, боковые плавники-стабилизаторы, цистерны водяного балласта. Сам Аэрориг предусматривает дополнительные элементы рангоута для несения асимметричного спинакера.
Добавим здесь же, что и знаменитый французский яхтсмен-кругосветчик Пит Госс объявил недавно, что будет принимать участие в кругосветной гонке "The Race 2000" на 115-футовом катамаране, вооруженном Аэрориг.
«BENETEAU 64 AeroRig»
Как признание таких преимуществ системы Аэрориг как простота управления, надежность и удобство. в нынешнем году вслед за яхтами проекта «Beneteau 42s7'» Аэрориг пристроили и на серийные 64-футовые лодки, спроектированные Брюсом Фарром для этой французской фирмы. Общая площадь парусности яхты с новым вооружением составляет 148 м3.