Напомним, что и тогда считалась актуальной задача "обеспечить способность катера идти на волне с возможно большей скоростью, приближающейся к его же скорости на тихой воде". Рассматривались возможные пути конструктивного решения этой задачи, причем было четко сказано, что наиболее реальным способом избавиться от ударов о волну и связанных с ними огромных (до 20 и даже 25 g) перегрузок является "развитие катеров, проходящих сквозь волну".
Д. Курбатов рассматривал оригинальный проект волнопронизывающего катера "Рэм Крафт", предложенный в 1967 г. выдающимся итальянским конструктором скоростных судов Ренато (Сонни) Леви.
Обратите внимание на 100%-ное совпадение отмеченных автором особенностей предлагаемого катера и основных черт "VSV50" (имеющего, кстати сказать, ту же длину 15 м):
- "необычно узкий корпус" (L/B=7) с увеличением ширины ходовой ватерлинии у транца;
- "длинный, сильно заостренный нос";
- килеватые обводы кормовой части корпуса;
- применение системы дифферентовки, обеспечивающей "оптимальное положение корпуса к моменту встречи с волной''.
Остается только добавить к схеме Ренато Леви использованные авторами VSV развитые глиссирующие "горизонтальные" поверхности на уровне КВЛ, различные варианты которых широко применяются на современных морских катерах. Стоит, например, упомянуть схему, только что (в предыдущем номере "КиЯ) предложенную Ю. Лобынцевым.
Кстати сказать, проект "Рэм Крафта" в первоначальном виде так и не был реализован. Ренато Леви предусматривал в нем приподнятое — надводное положение обитаемой капсулы-кабины, играющей роль своеобразного волнолома. Можно предположить, что связанное с этим усложнение проблемы остойчивости "узкого" и "высокого" катера привело Леви к необходимости разработки следующих идей: оригинального трехкорпусного катера — "трицикла" "Ram Wing 44" и гоночных катамаранов. Обратившись к хорошо известной катеростроителям всего мира книге Ренато Леви "От доу к "Дельтам" (Лондон, 1971 г.), обобщающей опыт автора, можно сделать вывод, что именно он сформулировал принцип движения скоростного катера "сквозь волну" (THROUGH the waves).
Воспроизведем рисунки, иллюстрирующие эту концепцию автора, а также показывающие большое значение регулировки дифферента "остроносого", снабженного имеющим малую плавучесть "носом-тараном" скоростного катера.
Чтобы наглядно представить рождение идеи, приведем также эскиз гоночного катера "Delta 28'" — одного из лучших катеров Ренато Леви с обводами "глубокое V" — после установки на нем волнопронизывающего тарана (после чего катер стал называться "Delta 28 with Ram", т.е. "Дельта 28 с тараном").
Главу "Скорость и будущее" Ренато Леви кончает пророческой фразой, что именно волнопронизывающие катера могут быть решением проблемы.
Появление самого термина "волнопронзающие" ("волнопронизывающие") относится, на наш взгляд, к середине 80-х годов. Во всяком случае впервые мы встретили его в справочнике "Jane's high-speed marine craft" за 1987 год. Отдельная глава так и называлась "Wave-piercing hull vessels". Впрочем, занимала эта глава всего... две странички. Стоит отметить, что толчком к новому развитию идеи "волнопронизывания" стали успешные эксперименты по созданию в конце 70-х — начале 80-х годов скоростных не однокорпусных, а двухкорпусных судов. Именно поэтому сам этот термин в нашем сознании неразрывно связан с классическим ныне типом судна — скоростным автомобильно-пассажирским паромом-катамараном.
Можно напомнить в этой связи, что страной, прокладывающей этот перспективный путь, была Австралия. После всесторонних испытаний 8.6-метровой модели с 25-сильным ПМ здесь в 1985 г. был построен 27.4-метровый катамаран "Spirit of Victoria". Заметим, что корпуса его имели относительное удлинение более 11 и острые носовые обводы.
На Гавайях достоинства местных длинных и узких лодок с обеспечивающим остойчивость поплавком-аутригером навели изобретателя Натана И.Даниэла на мысль построить по этому принципу 30-узловое двухпалубное дизельное судно-проа. В 1979 г. была испытана 17.7-метровая демонстрационная модель, но до постройки большого судна дело не дошло. Выяснилось, что гораздо выгоднее сделать два симметричных корпуса и "накрыть" их аэродинамическим мостом, имеющим большую полезную площадь. Тот же вариант с аутригером в конце концов и послужил основой для создания океанского тримарана с волнопронизывающим главным корпусом и двумя узкими поплавками-аутригерами.
Информация об изображении
Одно из первых двухкорпусных судов с волнопронизывающими корпусами "Spirit of Victoria"
Впрочем, точной терминологии тут нет. Можно видеть, например, "трехкорпусные" моторные яхты, которые остаются катамаранами: на двух длинных волнопронизывающих корпусах-поплавках поднят на стойках обитаемый корпус, имеющий обводы обычного мореходного катера с умеренной килеватостью.
Одно из первых двухкорпусных судов с волнопронизывающими корпусами "Spirit of Victoria"
Во всех случаях мы видим примеры полезного взаимообогащения идей, дающего порой великолепные результаты. Несомненной удачей стал "VSV-50’’ — возрождение "старой" идеи однокорпусного волнопронизывающего катера.