Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Судостроение
  • Моторные суда
  • 1999 год
  • Несколько слов о волнопронизывающих корпусах
Подкатегории раздела
Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Несколько слов о спортивном классе «Торнадо»
Несколько слов о будущем лодочного двигателя
Несколько историй кораблей-неудачников
Несколько самоделок от судостроителей-любителей
Несколько моделей транцевых плит
Несколько интересных морских историй
Несколько полезных морских узлов для туристов
Несколько писем в редакцию от читателей
Несколько вариантов жерлиц для ловли рыбы
Несколько историй походов из писем наших читателей
Несколько проектов яхт с системой парусов «Аэрориг»
Парадокс широты или несколько строк об Испании
Несколько советов судостроителю-любителю
Несколько советов покупающему подержанный подвесной мотор


Несколько слов о волнопронизывающих корпусах

Год: 1999. Номер журнала «Катера и Яхты»: 167
          1


Информация об изображенииВнешний вид волнопронизывающего катера
Внешний вид волнопронизывающего катера
 
Постоянные читатели "КиЯ", следившие за нашими публикациями о различных комбинациях обводов мореходных катеров, могли обнаружить, что все, о чем говорилось выше в статье о VSV, в принципе давно известно. Больше того, стоит специально обратиться к подшивке журнала и перечитать статью Д. Антонова (Курбатова) под рубрикой "Взгляд в будущее", которой открывался №29, вышедший... 28 лет назад!

Напомним, что и тогда считалась актуальной задача "обеспечить способность катера идти на волне с возможно большей скоростью, приближающейся к его же скорости на тихой воде". Рассматривались возможные пути конструктивного решения этой задачи, причем было четко сказано, что наиболее реальным способом избавиться от ударов о волну и связанных с ними огромных (до 20 и даже 25 g) перегрузок является "развитие катеров, проходящих сквозь волну".

Информация об изображении"Рэм Крафт" — неосуществленный проект Ренато Леви
"Рэм Крафт" — неосуществленный проект Ренато Леви
 
Д. Курбатов рассматривал оригинальный проект волнопронизывающего катера "Рэм Крафт", предложенный в 1967 г. выдающимся итальянским конструктором скоростных судов Ренато (Сонни) Леви.

Обратите внимание на 100%-ное совпадение отмеченных автором особенностей предлагаемого катера и основных черт "VSV50" (имеющего, кстати сказать, ту же длину 15 м):
  • "необычно узкий корпус" (L/B=7) с увеличением ширины ходовой ватерлинии у транца;
  • "длинный, сильно заостренный нос";
  • килеватые обводы кормовой части корпуса;
  • применение системы дифферентовки, обеспечивающей "оптимальное положение корпуса к моменту встречи с волной''.

Остается только добавить к схеме Ренато Леви использованные авторами VSV развитые глиссирующие "горизонтальные" поверхности на уровне КВЛ, различные варианты которых широко применяются на современных морских катерах. Стоит, например, упомянуть схему, только что (в предыдущем номере "КиЯ) предложенную Ю. Лобынцевым.


Информация об изображении8.5-метровый 60-узловый катер "Дельта 28"
8.5-метровый 60-узловый катер "Дельта 28"
 
Кстати сказать, проект "Рэм Крафта" в первоначальном виде так и не был реализован. Ренато Леви предусматривал в нем приподнятое — надводное положение обитаемой капсулы-кабины, играющей роль своеобразного волнолома. Можно предположить, что связанное с этим усложнение проблемы остойчивости "узкого" и "высокого" катера привело Леви к необходимости разработки следующих идей: оригинального трехкорпусного катера — "трицикла" "Ram Wing 44" и гоночных катамаранов. Обратившись к хорошо известной катеростроителям всего мира книге Ренато Леви "От доу к "Дельтам" (Лондон, 1971 г.), обобщающей опыт автора, можно сделать вывод, что именно он сформулировал принцип движения скоростного катера "сквозь волну" (THROUGH the waves).

Воспроизведем рисунки, иллюстрирующие эту концепцию автора, а также показывающие большое значение регулировки дифферента "остроносого", снабженного имеющим малую плавучесть "носом-тараном" скоростного катера.

Информация об изображенииПоведение волнопронизывающего катера на волнении
Поведение волнопронизывающего катера на волнении
 
Чтобы наглядно представить рождение идеи, приведем также эскиз гоночного катера "Delta 28'" — одного из лучших катеров Ренато Леви с обводами "глубокое V" — после установки на нем волнопронизывающего тарана (после чего катер стал называться "Delta 28 with Ram", т.е. "Дельта 28 с тараном").

Главу "Скорость и будущее" Ренато Леви кончает пророческой фразой, что именно волнопронизывающие катера могут быть решением проблемы.


Появление самого термина "волнопронзающие" ("волнопронизывающие") относится, на наш взгляд, к середине 80-х годов. Во всяком случае впервые мы встретили его в справочнике "Jane's high-speed marine craft" за 1987 год. Отдельная глава так и называлась "Wave-piercing hull vessels". Впрочем, занимала эта глава всего... две странички. Стоит отметить, что толчком к новому развитию идеи "волнопронизывания" стали успешные эксперименты по созданию в конце 70-х — начале 80-х годов скоростных не однокорпусных, а двухкорпусных судов. Именно поэтому сам этот термин в нашем сознании неразрывно связан с классическим ныне типом судна — скоростным автомобильно-пассажирским паромом-катамараном.

Информация об изображенииСудно-проа по идее Натана И. Даниэла
Судно-проа по идее Натана И. Даниэла
 
Можно напомнить в этой связи, что страной, прокладывающей этот перспективный путь, была Австралия. После всесторонних испытаний 8.6-метровой модели с 25-сильным ПМ здесь в 1985 г. был построен 27.4-метровый катамаран "Spirit of Victoria". Заметим, что корпуса его имели относительное удлинение более 11 и острые носовые обводы.

На Гавайях достоинства местных длинных и узких лодок с обеспечивающим остойчивость поплавком-аутригером навели изобретателя Натана И.Даниэла на мысль построить по этому принципу 30-узловое двухпалубное дизельное судно-проа. В 1979 г. была испытана 17.7-метровая демонстрационная модель, но до постройки большого судна дело не дошло. Выяснилось, что гораздо выгоднее сделать два симметричных корпуса и "накрыть" их аэродинамическим мостом, имеющим большую полезную площадь. Тот же вариант с аутригером в конце концов и послужил основой для создания океанского тримарана с волнопронизывающим главным корпусом и двумя узкими поплавками-аутригерами.

Информация об изображенииОдно из первых двухкорпусных судов с волнопронизывающими корпусами "Spirit of Victoria"
Одно из первых двухкорпусных судов с волнопронизывающими корпусами "Spirit of Victoria"
 
Впрочем, точной терминологии тут нет. Можно видеть, например, "трехкорпусные" моторные яхты, которые остаются катамаранами: на двух длинных волнопронизывающих корпусах-поплавках поднят на стойках обитаемый корпус, имеющий обводы обычного мореходного катера с умеренной килеватостью.

Во всех случаях мы видим примеры полезного взаимообогащения идей, дающего порой великолепные результаты. Несомненной удачей стал "VSV-50’’ — возрождение "старой" идеи однокорпусного волнопронизывающего катера.


Понравилась ли вам эта статья?
+4

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
О рекордах и высокой мореходности судов с малой площадью ватерлинии
Катамаран в роли моторной яхты
Воздушно-водяной винтовой движитель
Гидро- и аэродинамика гоночного катера «Оффшор-1» без формул
Новая концепция скоростного судна — рассекающий волны тримаран
Как изготовить матрицу с применением материалов Norpol
«Амфистар» — первый серийный официально признанный экраноплан
Как два одинаковых по длине катамарана могут быть столь разными?
Водоизмещающе-глиссирующий корпус малотоннажного судна
Рассуждения о возможности движения под парусом скорости 60 узлов
Оригинальный метод постройки корпуса малого судна
Эпоксивинилэфирные смолы «Dion» фирмы «Norpol»
Топливо для современных дизелей
Технология постройки композитных корпусов Speed Strip
Скоростные суда с необычными водометными установками

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Несколько слов о волнопронизывающих корпусах

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Эпоксидные композиционные системы
Испытания многоцелевого экранолета «Иволга-2»
Вопросы и ответы по технологии шитья парусов «3DL»
Моторная яхта СМПВ (суда с малой площадью ватерлиний)
Современные приводы гребных винтов с подсосом воздуха
Интерцепторы — средство управления гидродинамическими параметрами быстроходного судна
Скоростной однороторный ротоплан «Марлин»
Простейший вариант привода винта с подсосом воздуха «Power-Vent»
Радиальный корпус яхты
Фантазии на тему яхтенного киля
Теория работы роторно-поршневых машин
О возможностях резкого повышения скоростей яхт на подводных крыльях
Обзор скоростных современных патрульных катеров
Обзор конструкций яхт — победителей «Кубка Америки 2000»
Взгляд конструктора на результаты «Кубка Америки 2000»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Asid
27.06.2018 18:10
Можно провести параллели со статье в журнале моделист конструктор. Где описана одна из моделей швертбота мотылек, как раз с такими же прямыми обводами. По материалам журнала «Практик», ГДР
ответить цитировать



Сколько будет 21 + 33 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории