Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Судостроение
  • Парусные суда
  • 2000 год
  • Радиальный корпус яхты
Подкатегории раздела
Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Композитный корпус малой яхты
Ремонт деревянного корпуса яхты «Дракон»
Мини-крейсер на базе корпуса яхты класса «Звездный»
Покрытия из пластмассы защитят деревянный корпус
Разборный корпус виндсерфера
Яхта «Янтарь» из крейсерской яхты класса «Дракон»
Мини-яхта на основе яхты-компромисса «Корсар»
Как покрыть корпус бакелитовым лаком?
Как построить корпус катера из стеклопластика
Водоизмещающе-глиссирующий корпус малотоннажного судна
За рубежом: корпус, сухой закон, айсберг-рекордсмен, пробки...
Экипаж яхты «Юность» в гостях у яхтсменов ГДР
Яхты со скуловыми килями
Новые яхты, построенные в Польской Народной Республике


Радиальный корпус яхты

Год: 2000. Номер журнала «Катера и Яхты»: 171
          0


Информация об изображенииЯхта Катрин Шабо "Whirlpool-Europe 2" блестящее воплощение теории радиальных корпусов
Яхта Катрин Шабо "Whirlpool-Europe 2" блестящее воплощение теории радиальных корпусов
 
Последние десятилетия XX-го века были отмечены технологической революцией, которая коснулась и создания парусных яхт. На рынке появились материалы, позволившие строить ULDB (Ultra Light Displacement Boat) — сверхлегкие парусные яхты; сначала это были экспериментальные рекордные, а потом и серийные парусники.

Выяснилось, что простое снижение веса корпуса, к которому всегда стремились конструкторы гоночных яхт, не является панацеей от всех бед — и в частности не обеспечивает повышение скоростей, особенно для океанских однокорпусников. При проектировании последних по разным причинам не срабатывали проверенные временем принципы, закладываемые в конструкции скоростных моторных судов или ходящих без крена глиссирующих скифов, хотя подобных попыткок было немало.

Информация об изображенииРис. 1. Форма и положение ватерлиний при нулевом и рабочем крене
Рис. 1. Форма и положение ватерлиний при нулевом и рабочем крене
 
Когда технологические и материаловедческие достижения позволили поднять энерговооруженность (т.е. снизить водоизмещение и увеличить парусность) парусных яхт оффшорного плавания до уровня олимпийских швертботов, сломался и некий стереотип "океанского" корпуса; это способствовало успешным похоронам правил IOR, взлету популярности обмерной системы IMS и бурному росту различных "открытых" классов. В тот период и реализовалась, получая все более широкое распространение, идея маловодоизме-щающего корпуса с независящим от крена яхты комплексным сопротивлением — корпуса с так называемыми "радиальными" обводами.

Радиальный корпус, популярно говоря — это любой корпус, шпангоуты которого образованы радиусами различной величины от носа к корме. Один из крайних примеров — корпус веретена или торпеды. Другая крайность — плавающая на поверхности воды алюминиевая детская "тарелка" для спуска с горы со сферическим дном. У обоих тел форма ватерлинии вытянутый эллипс или окружность — не изменяется при крене, т.е. не зависит от угла крена. Причем у торпеды это понятие абсолютное, а у "тарелки" — в определенных пределах, пока не коснется воды ее край (в нашем случае — это палуба яхты), причем чем меньше будет водоизмещение тарелки, тем меньше будет диаметр окружности ватерлинии и тем больше, при сохранении размеров тарелки, возможный угол ее крена.


Информация об изображенииРис. 2. Схема образования плеча восстанавливающего момента GZ при крене
Рис. 2. Схема образования плеча восстанавливающего момента GZ при крене
 
В 1991 г. автору довелось присутствовать в США при докладе известного аэро- и гидродинамика профессора Свена Риддера, представлявшего рекордный, на тот момент, однокорпусник "Ultimate 30" и построенную для кругосветных гонок 60-футовую яхту "Hunter's Child". Обе лодки имели радиальные корпуса и замечательные ходовые качества. Мне удалось пройтись на "трид-цадке" и походить на "Hunter's Child". От первой яхты впечатлений было столько (ход — 28 узлов; на голове необходима каска; брызги секут, как гравий), что осмыслить "радиальность" было сложно. "Hunter's Child" наглядно продемонстрировала полное отсутствие приводящего момента при шквале (и крене соответственно), отличную устойчивость на курсе, что необычно для яхты с узким плавниковым бульбкилем, и высокую эффективность бортовых водобалластных цистерн.

Ярким доказательством высокой курсовой устойчивости являлось то, что авторулевой имел привод не на баллер руля, а на тримтэб пера (подвижную часть пера, эдакий закрылок). Поразительным было то, что несколько раз, когда я работал у мачты или на баке, лодку прикладывало неожиданным шквалом, и я, сломя голову, несся к рулю, автопилот или не "вжикал" вообще, или уже успевал коротким импульсом отрабатывать рысканье.

Информация об изображенииРис. 3. Теоретический корпус океанской яхты "Hunter's Child"
Рис. 3. Теоретический корпус океанской яхты "Hunter's Child"
 
На рис. 1 показаны формы и положение ватерлиний радиального корпуса при нулевом и рабочем крене. Корпус проектируется на рабочий угол крена до 25° максимум. За пределами соответствующих этим углам рабочих ватерлиний форма сечений по шпангоутам может быть изменена по требованиям конструктивной целесообразности.

Не нужно объяснять, что сохранение неизменными формы и величины смоченной поверхности при крене позволяет получить дополнительный импульс силы от увеличения тяги парусов, что работает только на ускорение на ходу.


На рис. 2 продемонстрировано образование плеча восстанавливающего момента при заполнении наветренной цистерны водяного балласта.

Информация об изображенииАвтор проекта — Ларс Бергстрем. Верфь — Hunter Marine Corporation
Автор проекта — Ларс Бергстрем. Верфь — Hunter Marine Corporation
 
На рис. 3 приведен теоретический корпус яхты "Hunter's Child" разработки 1990 г. Обращает на себя внимание погруженная корма и сильно спрямленная килевая линия. Это — прямое следствие реализации всего комплекса решений, соответствующих ULDB конструкции. Действительно, радиальные корпуса имеют несколько больший коэффициент остаточного сопротивления θ = 4.5·10-3 при числах Fr = 0.1÷0.2 и плавный и относительно небольшой рост его до 7·10-3 при Fr = 0.5. Однако, этот недостаток "радиалов" на небольших скоростях легко компенсируется увеличением парусности до увеличения значений S/D2/3 до 30. Для обычных корпусов крейсерских яхт, скажем ранних IMS аналогичной длины, этот коэффициент меняется от 2·10-3 до 11·10-3, причем резкий его рост начинается при Fr = 0.3÷0.35 [1]. Благодаря низким значениям остаточного сопротивления при Fr = 0.5, например, сопротивление 60-футового радиального корпуса на скорости15 узлов составляет всего около 930 кг, тогда как у типичного IMS-крейсера оно составит 2000 кг [2].

Информация об изображенииПривод авторулевого на тримтэб пера руля океанской яхты "Hunter's Child"
Привод авторулевого на тримтэб пера руля океанской яхты "Hunter's Child"
 
Радиальные корпуса сначала применялись для создания парусных экст-ремалов, но постепенно, благодаря очевидным преимуществам, стали все чаще использоваться и в серийных изделиях. Наиболее широкую известность, благодаря своей ходкости, получила серийная First 210 "Spirit", модели 1992 г, созданная специалистами французской фирмы "Beneteau". Лодку спроектировала известная своими революционными проектами дизайнерская группа Фино. Известный яхтенный конструктор Брюс Фарр также отдал должное "радиалам", проектируя серийный "One Design Farr 40"; он нашел оптимальный компромисс между радиальной концепцией и Правилами класса, расположив Bmax практически в корме. И, наконец, легенда европейского паруса — класс "MINI 6.5"; практически все яхты имеют радиальные корпуса, включая яхты "Прото" и серийные лодки класса "Pogo".

Конструкторы экстремальных парусников, продолжая развивать концепцию радиальных корпусов, находят все новые и новые решения для создания все более быстроходных океанских гоночных машин, таких, как класс "OPEN 60". В последних разработках можно найти любопытные решения и ряда других проблем. Это, например, обеспечение всхожести на волну яхты "Kingfisher" Мэрфа Овена. Очень интересен разработанный Жаном Мари Фино проект 100-футовика с подъемным килем для "нон-стоп" кругосветки "The Race" [3].

В нашей стране, как мне кажется, исходя из сложившейся экономической ситуации, не просматриваются предпосылки для строительства, и тем более серийного производства ULDB-корпусов длиной более 25 футов; наиболее благодатной почвой для применения радиальных концепций является пока достаточно свободный, популярнейший класс "Микро".

Литература


  • 1. ТО "Экспериментальное исследование гидродинамических характеристик яхты 60-ти футового класса" ЦНИИ им. А.Н.Крылова, СПб, 1993 г. вп.35685.
  • 2. Lars Larsson, Rolf E. Eliasson. Principles of Yacht Design. Pr. Adlard Coles Nautical, London, 1994.


Понравилась ли вам эта статья?
+11

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Рассуждения о возможности движения под парусом скорости 60 узлов
Оригинальный метод постройки корпуса малого судна
Эпоксивинилэфирные смолы «Dion» фирмы «Norpol»
Топливо для современных дизелей
Технология постройки композитных корпусов Speed Strip
Скоростные суда с необычными водометными установками
Несколько слов о волнопронизывающих корпусах
Эпоксидные композиционные системы
Испытания многоцелевого экранолета «Иволга-2»
Вопросы и ответы по технологии шитья парусов «3DL»
Моторная яхта СМПВ (суда с малой площадью ватерлиний)
Современные приводы гребных винтов с подсосом воздуха
Интерцепторы — средство управления гидродинамическими параметрами быстроходного судна
Скоростной однороторный ротоплан «Марлин»
Простейший вариант привода винта с подсосом воздуха «Power-Vent»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Радиальный корпус яхты

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Фантазии на тему яхтенного киля
Теория работы роторно-поршневых машин
О возможностях резкого повышения скоростей яхт на подводных крыльях
Обзор скоростных современных патрульных катеров
Обзор конструкций яхт — победителей «Кубка Америки 2000»
Взгляд конструктора на результаты «Кубка Америки 2000»
О парусных катамаранах доктора Мартина Мая
Топливная экономичность подвесного мотора
Борьба за скорость быстроходных малых судов
Аэродинамика, гидродинамика и предел скорости судна
Скоростные катамараны «гибридных» типов
Продолжаются испытания экранолета «Иволга-2»
Глиссирующий не по правилам мореходный катер Эрбила Сертера
Новое в технологии малого судостроения
Крылатые парусники Алдиса Эглайса


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 44 + 46 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории