6 августа 1968 г. мы ошвартовались в гостеприимной «Яхт-хафен» порта Варнемюнде — «морских ворот» ГДР, а за последующие 15 дней побывали в Ростоке, Берлине, Дрездене, Потсдаме, посетили несколько яхт-клубов — «взрослых» и детских, Берлинскую государственную верфь спортсудостроения. Видели очень много интересного. Думается, что и два года спустя будет полезно поделиться впечатлениями.
Парусный спорт здесь любят. Это заметно не только по большому количеству яхтсменов, но и по всему отношению к ним со стороны остального «неплавающего» населения. Яхтсмены вообще и особенно члены экипажей судов, участвующих в международных регатах или совершающих дальние плавания, пользуются большим уважением. Парусных судов много. Практически на любом водоеме внутри страны — на многочисленных мелких озерах и реках, соединенных между собой каналами, и повсюду па берегах Балтийского моря имеются яхт-клубы или парусные секции. Только в Берлине и его окрестностях — на озере Мюггельзее и на рукавах Шпрее расположено 25 яхт-клубов. По сообщению председателя крейсерской комиссии Парусной Федерации DSTB (Немецкого спортивного союза) в Берлине и пригородах зарегистрировано около 10000 мелких судов и, вероятно, столько же незарегистрированных.
Поскольку государственные верфи строят в первую очередь яхты олимпийских классов, суда других типов и особенно детские швертботы строят сами яхт-клубы и секции парусного спорта, а также многочисленные мелкие частные верфи. Очень развита и самостоятельная постройка небольших парусных судов силами любителей обычно с помощью предприятий, на которых они работают.
«Гвоздь государственной политики в парусном спорте, — это олимпийские классы» — заявил руководитель парусного отделения Ростокского спортклуба ВМФ «Форвэртс» доктор Ф. Эльхлепп. Суда олимпийских классов строятся с особой тщательностью.
Налажено и изготовление корпусов из стеклопластика. Кстати, швертботы «Оптимист», «Кадет» и другие очень часто строят из пластиков. Например, на судоверфи в Берлине нам демонстрировали выпускаемые большими сериями пластмассовые корпуса «Оптимистов», радующие глаз отличным качеством отделки.
В ГДР строятся крейсерско-гоночные яхты, обмеряемые по формуле RORC. Имеются крейсера, выступающие в III гоночной группе в гонках на «Однотонный» кубок. На этих яхтах команды страны участвуют в международных регатах в Польше, Финляндии, Швеции и в самой ГДР (например, в ежегодной Варнемюндской). Мы имели возможность ознакомиться с двумя «краснодеревыми» яхтами класса «8CR», построенными в разное время в ГДР. И на стоянке, и на ходу они производили очень хорошее впечатление.
Здесь много сравнительно небольших, но мореходных и комфортабельных крейсерских яхт для отдыха и туризма, — так называемых «семейных яхт». На таких судах обычно проводят отпуск, плавая между островами вдоль побережья. Как правило, это яхты длиной не более 9 м, но широкие и высокобортные, с большой остойчивостью. Рубки высокие, в каюте можно стоять в полный рост.
Однажды мы были приглашены на борт подобной яхточки. В носовой части каюты, отделенной от салона легкой переборкой, спокойно спали двое детей. В салоне очень удобно расположены койки-диваны по бортам, шкафы, стол с откидными створками, газовый камбуз на кардане, мойка. Шестерым в каюте не было тесно. Доступ к вспомогательному двигателю — за трапом. Все детали на палубе и на рангоуте изготовлены из некорродирующих материалов и, я бы сказал, с особым изяществом, сверкают полированными поверхностями.
Кстати сказать, при постройке мелких судов, в том числе и парусных, немцы широко применяют красное дерево — махагоии. Из него делают и обшивку, и внутреннюю обделку (сосну и ель для этих целен применяют редко). На всех гоночных и крейсерско-гоночных яхтах паруса из дакрона; обычная парусина только на частных судах.
Теперь о детской работе в парусном спорте. В каждой парусной секции, в каждом яхт-клубе — детские отделения. Кроме того имеются четыре специализированных детских яхт-клуба, содержащихся полностью за счет государства; их преподаватели и тренеры в большинстве случаев имеют высшее физкультурное образование. Два таких яхт-клуба расположены в Берлине, два — в Ростоке. Каждый из них «обслуживает» по две-три общеобразовательные школы и готовит, — о чем нам говорили сами немцы, — будущих яхтенных асов. Постановка учебно-тренировочного процесса очень четкая и хорошо продуманная. Летом ребята почти все время проводят на воде. С чисто немецкой педантичностью их учат всем премудростям парусного спорта, не забывая и знакомить со старыми морскими традициями.
Следует заметить, что в ГДР ребята не сразу пересаживаются с детских на «взрослые» швертботы. Для тех, кто занимался на «Оптимисте» и в дальнейшем должен пересесть на «Финн», существует npомежуточный класс «ОК»; ребята с «Кадетов» переходят сначала на швертботы класса «420», а уже потом на «Летучий голландец». Думается, что такая постановка дела очень полезна.
В местечке Рерик — это около 40 км к западу от Варнемюнде мы осмотрели будущий республиканский летний центр для работы с детьми, расположенный на берегу отлично защищенной бухты. Вопреки нашим ожиданиям, мы увидели довольно скромное строительство и сначала были несколько разочарованы, но затем, подробно ознакомившись с застройкой, по достоинству оценили замыслы основателей центра. Довольно просторный эллинг окружают несколько небольших домиков, где будут жить юные питомцы. Тут же расположены все необходимые помещения для тренеров, обслуживающего персонала и т. п. Достойны внимания продуманность проекта, его дешевизна. В Рерике будут проводиться сборы юношеских команд страны, а также международные соревнования (уточним — уже проводятся!).
Нам очень понравилось отношение немецких яхтсменов к традициям. В каждом яхт-клубе, в каждой секции парусного спорта обязательно выделена специальная комната — кают-компания, где с большой любовью расставлены модели, развешены старинные навигационные карты, морские пейзажи, изображения парусных судов и яхт. В застекленных шкафах — призы, вымпелы, памятные значки, различные сувениры. Кстати, в кают-компаниях проводятся не только официальные заседания; вечером здесь можно посидеть в тесном кругу яхтсменов, поговорить (кроме того имеется столовая-бар, которая всегда работает до 11—12 часов ночи). Иногда здесь можно услышать неплохой хор, исполняющий древние морские гимны или что-нибудь из «добрых пиратских времен».
В яхт-клубе Гельсдорфа (один из районов Ростока) нам показали старинный кабачок-музей. 600-летней давности экспонаты поразили нас: якоря с полуистлевшими лапами, архаические мореходные инструменты, модели галер, — все это было очень интересно. Здесь, за грубо сколоченными почерневшими от времени столами по определенным дням собираются отставные моряки и старые яхтсмены, за кружкой доброго пива в неторопливых беседах коротают время.
Остается добавить, что немецкие яхтсмены — народ весьма эрудированный не только в вопросах истории и морской практики, но и в теории паруса, основах судостроения.
Примечания
1. О яхте «Юность» и ее походе на Черное море рассказывалось в №3 (1964 г.) и №8 (1966 г.) выпусках сборника. Отметим здесь, что за ее кормой уже свыше 25000 пройденных за восемь навигаций километров.