Казалось бы, использование парусов в качестве движителей стало в наши дни исключительной монополией спортсменов. Однако даже в эпоху бурного развития атомной энергии, электроники и космических аппаратов человек нет-нет, да и обратится к парусу как к испытанному и надежному средству для перемещения по воде.
Недавно американская электронная корпорация RCA успешно завершила испытания небольшого парусника-робота, призванного решать целый ряд важных задач, связанных с океанографическими исследованиями, составлением метеорологических карт, обеспечением безопасной навигации кораблей и самолетов и пр. Этот необычный парусник получил название «СКЭМП» (SKAMP — Station Keeping And Mobile Platform — «платформа, способная перемещаться и удерживаться на заданной позиции»). Он представляет собой дискообразный буй диаметром 2,75 м, снабженный в подводной части двумя глубокими килями, расположенными под небольшим углом друг к другу, и двумя парами рулей, установленных впереди и позади килей.
Днище и палуба «СКЭМПа» выполнены из металлических листов, между которыми располагаются водонепроницаемые отсеки для размещения различных датчиков, приборов, электробатарей, сервоприводов и т, п., а все пространство между этими помещениями заполнено эластичным пенопластом. образующим и борта судна. В центре палубы установлен вертикальный ротор с закрепленными на нем двумя серповидными жесткими парусами крыльевого профиля из пластмассовых оболочек, заполненных пенопластом. Дистанционным поворотом парусов и рулей, осуществленным с помощью радиосигналов и бортовых сервомеханизмов, можно заставить парусник двигаться в нужном направлении или удерживаться в заданной точке океана с максимальным отклонением от нее в два кабельтовых (0,2 мили). Жесткие паруса общей площадью 4,68 м2 являются единственным движителем «СКЭМПа» и способны выдержать ветер ураганной силы. Система парусов обеспечивает устройству возможность перемещаться под углом 30° к истинному направлению ветра, а когда нужно удерживать платформу на одном месте, паруса попеременно перемещают ее на короткие расстояния в строго противоположных направлениях. Высота «СКЭМПа» от днища до «клотика» составляет около 5 м, вес — 816 кг.
Управление платформой и обмен информацией осуществляются по радио через навигационную систему искусственных спутников Земли. Радиосигналы анализируются бортовым электронно-решающим устройством, которое, в зависимости от направления ветра и течения, выбирает требуемые углы установки парусов и рулей для движения буя по заданному курсу или удержания его на месте.
Электронно-парусная система «привязки к месту» оказалась намного надежнее обычного якорно-тросового устройства. Автоматические парусные буи типа «СКЭМП», снабженные разнообразной аппаратурой, смогут работать индивидуально и группами, а также совместно с другими средствами исследования океана, обеспечения навигации и т. п. Они могут быть направлены в любые зоны Мирового океана и стать незаменимым средством для сбора различной информации о погодных условиях, ветрах, течениях, волнении и т. п. в районах, редко посещаемых исследовательскими судами.