В 1972 г. польское внешнеторговое предприятие «Навимор» получило из-за океана необычный заказ. Основатель и руководитель Океанографического института в Форт-Пирсе (Флорида) Дж. Джонсон просил построить ему небольшое парусное научно-исследовательское судно, которое во время перерывов между экспедициями можно было бы использовать как моторно-парусную яхту-люкс; при всем том будущее судно должно было иметь надежность и автономность рыбопромыслового траулера, оснащенного относительно мощным двигателем. Выдвигался и ряд других требований, вроде того, чтобы для улучшения маневренных качеств судно имело носовое подруливающее устройство с отдельным двигателем.
Как рассказывает в журнале «Budownictwo okretowe» (№ 10, 1976 г.) Збигнев Милевский — автор известной книги «Проектирование парусных яхт», инженеры проектно-технологического КБ «Прорем» и рабочие Щецинской ремонтной верфи справились с довольно сложной задачей: судно, получившее название «Мазурка», было построено, в 1975 г. благополучно пересекло океан в довольно неблагоприятных условиях и по всем статьям удовлетворило требованиям заказчика.
Рассмотрим этот уникальный случай превращения серийного логгер-траулера типа «Б-17» («Яржомбек») в парусник. В принципе корпус и энергетическая установка остались без особых изменений, если не считать того, что для обеспечения остойчивости ширина судна была увеличена на 0,86 м, на большей части корпуса появился киль-плавник высотой 0,6 м (стальная полоса толщиной 30 мм) и общий вес балласта на днище составил 46,5 т.
Длина судна (без бушприта) — 37 м, по КВЛ — 32,25 м; ширина — 7,5 м; высота борта — 3,57 м; осадка — 3,0 м. Брутто-регистровая вместимость — 210 per. т.
На судне установлен 8-цилиндровый двигатель «СКЛ-Магдебург» мощностью 400 л. с. при 360 об/мин, обеспечивающий нормальную скорость 10,2 уз. Отдельный 100-сильный двигатель «Катерпиллер» работает на носовое подруливающее устройство фирмы «Шоттел», но в аварийных условиях может обеспечить судну 6-узловый ход. Дальность плавания до 5000 миль.
«Мазурка» вооружена кэчем с разбивкой общей площади парусности (358,5 м2) на шесть парусов. Мачты сравнительно невысокие: грот-мачта — 27,5 м от КВЛ, бизань-мачта — 25,5 от КВЛ. Площади парусов: грот, наибольшая ширина которого смещена к верхней трети и поддерживается уишбоном, — 88,8 м2; обычная бермудская бизань — 86 м2; апсель — 40,2 м2; стаксель — 32,5 м2 (генуэзский — 140 м2); кливер — 52,5 м2; летучий кливер — 58,5 м2. В штормовой комплект входят: бизань — 25,4 м2; апсель — 20,6 м2; стаксель — 17 м2 и кливер — 19,8 м2. На испытаниях с расчетной парусностью судно при силе ветра 4 балла шло в бейдевинд довольно остро к направлению ветра. Полную парусность оно может нести при силе ветра вплоть до 7—8 баллов. Скорость на курсе бакштаг при ветре 5—6 баллов превысила 10 уз. Из 10 членов экипажа с парусами работают четверо.
В развитой рубке размещены прекрасно оборудованные салон, столовая, две каюты для гостей и блок помещений судовладельца (с отдельной кухней) и капитана. Каюты и столовая для экипажа размещены под главной палубой.