Человек или лодка?
Роберт Менри (журналист, переплывший Атлантику на швертботе «Тинкербел») считал, что на шуточный вопрос: кто важнее — лодка или человек, приходится ответить, что важнее лодка! Известны же многие случаи, когда «дори», потерянные рыболовными судами на западе Атлантики, находили на другой стороне океана, однако пока еще не бывало такого, чтобы человек переплыл океан без лодки!
Примером может служить история 15-метрового парусника «Колумбина».
В один январский день (в конце прошлого века), когда судно, имея на борту небольшой груз и единственного пассажира— частично парализованную женщину по имени Бетти Моуэт, шло в Лервик, оборвался гика-шкот. Тяжелый гик начал перелетать с борта на борт в такт сильной качке судна. Капитан и его помощник пытались завести новый трос, но из-за сильного крена оба одновременно упали за борт. Помощник тут же вскарабкался на палубу и вместе с последним — третьим — членом команды спустил шлюпку, оба спрыгнули в нее и отправились спасать капитана.
Капитана они так и не нашли, но и «Колумбину» догнать не смогли. Они добрались до берега и подняли тревогу, однако обнаружить «Колумбину» в штормовом море не удалось.
Путешествие Бетти Моуэт длит лось восемь дней. Она не могла даже выйти на палубу и свыклась с мыслью о неизбежной гибели.
«Колумбина» благополучно пересекла Северное море чуть ли не по прямой и села на мель у берегов Норвегии: пассажирка была спасена.
Пираты-78
В конце мая издатель из Нанта заявил в полицию, что его яхту «Крипик III» длиной 11,5 м и стоимостью около 400 тыс. франков угнали из гавани Тринитэ-сюр-Мер в период с 21 по 24 мая.
В воскресенье 29 мая «Крипик III» был замечен вблизи Этель, однако на запросы жандармов, обследовавших побережье на надувной лодке, яхта «не ответила». Вертолет таможенной службы, чтобы остановить захватчиков, буквально забросал «Крипик III» дымовыми шашками. Но это оказалось напрасной тратой времени.
В 22 30 на границе территориальных вод Франции после предупредительного обстрела таможенникам вместе с владельцем «Крипик III» удалось высадиться на борт яхты и благополучно доставить ее в полной сохранности в Сен-Назер. Похитителями оказались два парижанина, живущие на доходы от мелкого жульничества и решившие добраться на яхте до Португалии. Они были взяты под стражу и вместо солнечного побережья Португалии попали во мрак тюремных камер.
Невероятно, но факт
В 1907 г. произошла одна из самых невероятных морских катастроф.
Сильный туман опустился над Бристольской бухтой. В непроницаемой мгле два буксира самым малым ходом вели к причалу элегантный четырехмачтовый корабль «Жаклин». Посреди залива на самом краю гряды скал высился невидимый в тумане маяк Вулф Рок, около которого фарватер раздваивался. Один из буксиров стал осторожно огибать маяк с левой стороны, а другой — с правой...
Неожиданный удар потряс башню маяка. Испуганные смотрители выскочили наружу и прямо перед собой увидели огромный парусник, у которого в результате столкновения с маяком была разворочена вся носовая часть.
После этого происшествия маяки стали оснащаться сиренами и колоколами.
Внимание: атакует несамоходный флот!
Служба Береговой охраны США объявила тревогу и дала срочное указание всем судам в низовьях Миссисипи немедленно покинуть акваторию реки и выйти в море или укрыться в ближайшем порту. Большинство капитанов непонятный приказ игнорировали и спокойно продолжали держать курс вверх по реке: барометр не предвещал ничего тревожного.
Когда выяснилось в чем дело, было уже поздно. Оказывается, вниз по Миссисипи течением несло более ста барж, разбросанных по всей ширине могучей реки. Несколько барж, кое-как поставленных на отстой, неожиданно сорвало с якорей. Устремившиеся вниз неуправляемые баржи врезались в караван из 90 барж и отрезали эту гигантскую связку от буксиров.
Прежде чем силами Береговой охраны удалось посадить неуправляемые баржи на мель, они успели потопить огромный плавучий док и несколько больших катеров.
Соколиная охота и маломерный флот
Соколиная охота известна на Руси издавна. Всадник в левой руке, одетой в специальную кожаную перчатку, держал сокола с колпачком на глазах; завидев зверя, он снимал колпачок и выпускал птицу.
«Но так было только 200—300 лет назад, — писал журнал «Русское судоходство» в 1886 г. — Сейчас, когда поля и леса превратились чуть не в скотные дворы, рогатая и другая скотина вытеснила дичь из ее гнездищ, угодья разделены, перегорожены и изрезаны канавами, скакать за соколом на лошади почти невозможно». Далее в журнале приводился любопытный факт. Один охотник на широких разливах реки Иргиз приучил сокола к лодке и успешно охотился с ним на водяную дичь. Гордая птица безошибочно находила в зарослях камыша палубу своего корабля, ибо на ней всегда выкладывалось полотнище белого цвета.
Раскопки на дне
Более четырех веков покоится под толстым слоем ила у входа в Портсмут многопушечный корабль «Мэри Роуз». В истории кораблестроения он известен тем, что в его корпусе впервые в мире были прорезаны артиллерийские порты. По мнению английских историков, это нововведение, позволившее намного увеличить мощь корабля, его и погубило: при неудачном маневре вода хлынула через нижний ряд портов, расположенный всего на 40 см выше ватерлинии. В 1545 г, со стен замка Саутси король Генрих VIII, руководивший сражением английского флота с французской армадой из 200 кораблей, блокировавшей Портсмут, с ужасом наблюдал за гибелью своего лучшего корабля, на котором погибло 700 моряков.
В апреле 1979 г. были начаты работы по подъему «Мэри Роуз». Агентство Рейтер называет их «крупнейшими подводными археологическими раскопками, какие только знает мир». В них принимает участие 200 аквалангистов-добровольцев. По расчетам, судно удастся поднять на поверхность не раньше конца 1981 г. Рассматривается проект строительства в Портсмуте музейного комплекса.
Опасный рис
После того как произошла эта авария (а случилась она в самом конце прошлого века), капитан «Франчески» не мог без отвращения смотреть на любое блюдо, приготовленное из риса. Еще бы, из-за риса потерять прекрасное новое судно! А началось все с пустяковой течи в трюме. Когда ее обнаружили, капитан направил судно в ближайший порт, но пока днище заделывали, подмоченный рис начал катастрофически быстро разбухать. Через два дня все было кончено: «Франческа» развалилась на куски.
Нашим морякам хорошо известен хрестоматийный случай с пароходом «Харьков», который был разорван грузом бобов.
Из истории надувного плота
Впервые каучуковые (резиновые) надувные лодки в качестве спасательного средства были введены в употребление 136 лет назад — в 1843 г. В комплект весом 5 кг кроме собственно лодки входили надувные меха и пара коротких весел-гребков.
Вскоре после этого была изобретена лодка-плащ. Будучи не надутым и полностью развернутым, «устройство выполняло функции широкого морского плаща, предохраняющего человека во время дождя и шторма от водных струй, брызг и мокрого снега». Будучи накачано воздухом вполовину, оно же с успехом выполняло функции мягкой постели, очень удобной в любом путешествии. А когда оно надувалось воздухом, то превращалось в спасательную лодку для одного человека.
На Всемирной выставке 1862 г. демонстрировалась еще и лодка-ранец, грузоподъемность которой была в три раза больше, чем лодки-плаща.
К сведению лоцманов
Профессия лоцмана в ближайшем будущем может оказаться ненужной. Шведская фирма «Нивоконтроль» разработала навигационную систему, позволяющую проводить суда в порт в условиях плохой погоды и отсутствия видимости. Точно по оси фарватера на дно укладывается кабель. Электромагнитные сигналы, распространяемые кабелем, принимаются на борту судна. Специальный индикатор указывает рулевому величину отклонения судна от правильного курса.
Изобретатель шарикоподшипника
Любуясь «Медным всадником», большинство из нас не задумывается над тем, каким образом оказался здесь камень-постамент весом более 1500 т. При существовавшем в XVIII веке уровне техники передвигать такую тяжесть по суше считалось невозможным. Было предложено много проектов — фантастических и нелепых. Осталось неизвестным имя русского кузнеца с верфи, который придумал остроумный способ, основанный по существу на использовании неизвестных в то время шарикоподшипников. От места нахождения камня-монолита до берега, где Стоял наготове огромный плот, проложили рельсы — могучие бревна с желобами, в которые были заложены 300 больших медных шаров. На них и катилась платформа с камнем. По сигналу стоящих на камне барабанщиков рабочие наваливались на ручки воротов. Пять месяцев потребовалось на транспортировку камня по суше. Затем его поместили на плот и отбуксировали в Петербург. В честь этого события выбита медаль с надписью: «Дерзновению подобно. Генваря 20.1770».
Главное — не растеряться
Исключительный пример присутствия духа, необыкновенной находчивости, силы и ловкости проявил старший Лейтенант Григорьев. Выйдя из форлюка на палубу перед поворотом корабля оверштаг, он не слыхал только что поданной с мостика команды «По местам!» и, чтобы не мешать бегущим по палубе матросам, решил стать в сторону, в середину уложенного в бухту каната. Затем старший помощник отдал следующую команду: «Грот-марса-булинь отдать!» И тут Григорьев понял свою ошибку — он оказался в опасном положении. Аккуратно уложенный в бухту трос винтообразно взвился вверх, быстро сужаясь вокруг офицера.
Оценив в мгновение ока создавшуюся обстановку, он моментально схватился руками за уходящий трос и был им поднят почти под марс. Здесь его ожидала новая опасность — быть раздавленным или разорванным на Насти, но, подлетая к марсу, он мгновенно разжал ладони и быстро опустился вниз по брасу. Тут он, конечно, мог разбиться о палубу, но, точно рассчитав все, в критический момент он опять крепко вцепился в спасительный канат, идущий вверх, и опять вместе с ним поднялся вверх. Подлетев к марсу, Григорьев вновь совершил спуск вниз, и еще раз в бессилии опусТился на Палубу, когда движение ходового конца прекратилось, так как эволюция была закончена. Так, не растерявшись, проявив качества, которые изумили всех его сослуживцев, он спасся от неминуемой гибели, поплатившись за свою ошибку только основательно содранною с ладоней кожей.
«Потемкинские» створные знаки
Работы по разборке подорванного интервентами легендарного броненосца «Потемкин» начались в 1922 г. Однако не весь корабль пошел на металлолом: в частности, высокая стальная фок-мачта «Потемкина» была установлена вместо уничтоженных врагом створных знаков, ведущих в Днепровский лиман. В дальнейшем их заменили капитальными сооружениями (а часть конструкции отправили в Центральный Военно-Морской Музей), но и новые створные знаки по-прежнему называют не иначе как «потемкинскими».
Откуда пошли надписи на бескозырках
Впервые надписи на морских головных уборах — шляпах с большими загнутыми вверх полями и высокой тульей — появились в Голландии в XVIII веке. Питомцы Амстердамского мореходного училища, основанного в 1785 г., носили парадную форму, в комплект которой как раз и входила шляпа с надписью на голубой ленте «Училище».
На русском флоте матросы также носили шляпы, причем каждому кораблю был присвоен свой цвет лент на тулье. На введенных позднее бескозырках стали применять одинаковые черные ленты, на которых и появились надписи с наименованием кораблей...
Три или четыре?
До сих пор считалось, что Колумб, отправляясь на поиски новых путей в Индию, имел три корабля: «Санта-Марию», «Нинью» и «Пинту». Однако теперь, как сообщает «Тайм», цифра три подвергается сомнению. Маринелла Бонвини Мазанти из университета в Урбино, занимающаяся изучением истории дипломатии Италии, нашла любопытный документ. Ганнибал Януарис — неаполитанский посол в Испании в письме брату в Милан, написанном 9 марта 1493 г., как раз в те дни, когда Колумб вернулся в Лиссабон после открытия Америки, вспоминает, что мореплаватель был счастлив, когда летом 1492 года ему дали под командование четыре каравеллы.