В начале века
До революции в Камском бассейне с ведома и согласия судовладельцев, не желающих уступать друг другу первенство, между пароходами систематически организовывались своеобразные «соревнования».
Лишь огромный материальный ущерб охлаждал пыл «гонщиков». В конце прошлого века в результате многих аварий возникла проблема безопасности судовождения.
Это нашло отражение на страницах «Пермских губернских ведомостей». Так, 1 января 1900 г. газета писала: «Между пароходами Каменских и Любимова состоялось соглашение на навигацию 1900 г. об изменении расписаний с целью прекращения гонок пароходов. До 1899 г. суда этих владельцев отходили от главных пристаней Камы в одни и те же часы, причем нередко устраивались гонки. С целью предотвратить их принято решение назначить отвал в разное время».
По маршруту героя Жюля Верна
Во второй половине XX века кругосветное путешествие уже перестало быть чем-то из ряда вон выходящим. Тем не менее 50-летнему французскому журналисту Клоду Моссе удалось заставить заговорить о себе. Дело в том, что он заключил пари с лондонским «Клубом реформ»: Моссе намеревался в точности повторить маршрут Филеаса Фогга, причем пользуясь теми же транспортными средствами.
С Британских островов он на пароме перебрался во Францию, поездом доехал до Марселя, затем пароходом отплыл в Бомбей; он передвигался на слонах, велорикшах, джонках. Уже в Нью-Йорке пересел на лайнер «Элизабет-2», на котором и завершил путешествие в английском порту Саутгемптон. Весь путь вокруг света Он проделал ровно за 80 дней.
Дань традиции
Во время очистных работ со дна озера Морское Око в Польских Татрах было поднято два полных таза и большая лейка... мелких монет. Преобладали монеты достоинством в Один и два злотых. Но среди них были и лиры, шиллинги, копейки, форинты, кроны, марки и т. д. Этот факт говорит о том, что обычай бросать в воду деньги приобрел международный характер. Всего со дна озера было поднято 15 тысяч злотых. Эти деньги были переданы в фонд строительства Центра здоровья ребенка в Польских Татрах.
Маяк в тюрьме
Залив Сан-Франциско по праву можно назвать одной из лучших гаваней мира. Но опасностью для судов, входящих сюда через Золотые Ворота, является небольшой остров Алькатрас. Частые кораблекрушения у его скал во время тумана побудили американцев соорудить на острове в 1854 г. маяк. Прошло всего пять лет, и маячная башня высотой около 70 м оказалась... в тюрьме. Дело в том, что правительство превратило остров Алькатрас в место заключения для уголовных преступников, осужденных пожизненно. По иронии судьбы смотрители маяка оказались соседями самых отпетых преступников и убийц.
Маяк «Алькатрас» получил «свободу» лишь в 1963 г., когда остров перестал быть местом заключения.
Счастливая жизнь
Английская газета «Таймс» в 1917 г. писала:
Уволился на пенсию капитан Гринстрит, который за годы службы в торговом флоте «владычицы морей» 95 раз огибал мыс Доброй Надежды и 75 раз — мыс Горн, 14 раз прошел Магеллановым проливом, 192 раза пересекал экватор. Подсчитали, что всего он наплавал 2500000 морских миль, и при этом в его послужном списке нет ни одного упоминания о каких-либо крушениях или авариях. За все эти годы он не болел ни одного дня!
Родился он в 1851 г., плавал с пятнадцати лет; в тридцать — стал капитаном.
«Клуб Медитерранэ» больше нет
Самая большая в мире парусная яхта — французская 72-метровая «Клуб Медитерранэ» (см. сборник №66), построенная специально для участника трансатлантической гонки одиночек ОСТАР-76 Алэна Кола, сгорела в Марсельском порту.
Причины пожара еще не известны. Французская полиция связывает этот случай с нападениями террористов на кэмпинг, принадлежащий предприятию по организации отдыха «Клуб Медитерранэ», в свое время финансировавшему постройку яхты (отсюда и ее, на первый взгляд, странное название — «Клуб Средиземноморья»).
Серийная «Афалина»
На судостроительном заводе «Пелла» (Ленинградская область) налажено серийное производство мотолодки «Афалина». К отправке покупателям уже подготовлено более ста лодок.
«КЯ» (сборник №55) уже знакомили своих читателей с характеристиками стеклопластиковой «Афалины». Напомним лишь, что мотолодка имеет длину 3,74 м, ширину — 1,37 м, высоту борта на миделе — 0,7 м, угол внешней килеватости на транце — 17°. Собственный вес мотолодки — 130 кг, грузоподъемность — 300 кг (на прогулку на «Афалине» могут отправиться три человека). На транец разрешается установить подвесной мотор с мощностью до 25 л. с. С полной нагрузкой под мотором «Нептун-23» «Афалина» глиссирует со скоростью 41 км/ч; налегке, с одним водителем, скорость возрастает до 48 км/ч. Стоимость новой мотолодки 600 руб.