Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Карты и маршруты
  • 1978 год
  • Советы путешественникам по Онежскому озеру
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Поход на «Меве» по Онежскому озеру
Очередное путешествие по Чудскому озеру
Путешествие на парусниках по озеру Кереть
Плавание по озеру Балхаш на катамаранах
Практические советы специалистов по постройке судов
Полезные приспособления и советы для владельцев лодок
Консультации и советы владельцев лодочных моторов
Советы по улучшению мотора «Вихрь» от владельцев
Советы рулевому яхты класса «Дракон»
Советы строителям глиссирующих судов типа «морские сани»
Советы начинающему: покупаем моторную лодку
Советы читателей по улучшению и ремонту лодочных моторов
Советы рулевому катамарана класса «Торнадо»
Советы байдарочникам от Сергея Николаевича Парфенова


Советы путешественникам по Онежскому озеру

Год: 1978. Номер журнала «Катера и Яхты»: 73
          0


Одно то, что Онего — второе по величине озеро Европы, занимающее площадь 9930 км2 и имеющее среднюю глубину 30 м (при наибольшей 120 м), говорит само за себя. Чрезвычайное разнообразие и красота береговых пейзажей, множество островов (более 1650) и глубоких заливов делают его особенно привлекательным для туризма, однако обилие каменистых отмелей — луд чрезвычайно затрудняет прибрежное плавание сколько-нибудь глубокосидящих моторных и парусных судов.

Информация об изображенииСхема туристского маршрута по Онежскому озеру
Схема туристского маршрута по Онежскому озеру
 
Это, пожалуй, одна из главных особенностей, которую надо иметь в виду при выходе в озеро. Луды обычно представляют собой каменистое возвышение дна на некотором (иногда до 500—700 и более метров) удалении от берега. Нередки случаи, когда можно спокойно идти в 30—40 м от береговой линии, а в 50 м от нее судно садится на камни. Хорошо, если при неожиданной посадке на камни нет волны, судно не получило пробоин и есть надежда, сойдя в воду, столкнуть катер или яхту своими силами на глубокое место! А бывает и так, что приходится добираться до берега вплавь при температуре воды 10—12°С!

Чтобы не испытывать судьбу понапрасну, не считайте за труд поподробнее ознакомиться с лоцией озера в предполагаемом районе плавания. Помощь в этом всегда окажут в морском клубе Петрозаводска. На лодочной стоянке тоже не откажут в добром совете! Да и откуда бы вы ни выходили в плавание — из Вознесенья, Вытегры, Медвежьегорска, Повенца, всюду можно найти людей, которые с готовностью расскажут вам о том, что знать надо, но что не написано ни в одной книге. Наконец, очень часто удается найти и попутчиков.

Чаще всего заходящие в озеро туристы пользуются случаем побывать в Кижах. Если даже маршрут начинается не от Свири, а от Вытегры, лучше сначала зайти в Петрозаводск, придерживаясь западного берега. Особенно приближаться к нему не следует, так как берег этот в основном пологий, мели далеко (иногда до 1 км) вдаются в озеро. Будьте осторожны при подходе к Петрозаводску — в районе Пухтинских и Деревенских о-вов; их нужно оставить слева.


Особая бдительность требуется в тихую погоду, когда даже самые мелкие луды «молчат». Дело в том, что волна, набегая на каменистый барьер, с шумом разбивается — закипает, показывая белые барашки: луда «говорит», выдавая свое присутствие. Когда же волнения нет, луда «молчит».

Для грубого представления о прибрежном рельефе дна полезно помнить, что крутые склоны берега обычно соседствуют с большими глубинами; при пологом уклоне берега лучше идти мористее да и при этом не стоит увлекаться скоростью.

Попасть в район Кижей можно несколькими маршрутами. Если ваше судно имеет осадку менее 60— 70 см, настоятельно рекомендую путь с пересечением зал. Большое Онего на широте мыс Чаж-Наволок — северный край о-ва Большой Леликовский. Ограничение по осадке объясняется тем, что в Леликовском проходе есть участок с глубиной не более 70 см. Камни, устилающие здесь дно, хорошо видны до мельчайших прожилок. Ориентирование не вызывает никаких затруднений. Маршрут очень интересен сам по себе, укрыт от господствующих в этом районе северо-западных ветров (по крайней мере на две трети протяженности), пролегает вблизи многочисленных островов и бухт, где можно отстояться при непогоде. На оконечности мыса Чаж-Наволок имеются две превосходнейшие бухты, которые позволяют укрыться от любого шторма.

Над озером ясное небо, гладь воды зеркальна. Не плавание — блаженство! Но вдруг на горизонте появляется темное облачко. Быстро разрастаясь, оно характерным темным, резко закругленным кверху валом под перистым облаком угрожающе быстро накатывается — надвигается на вас. И вот холодный ветер и дождь с ураганной силой врываются на просторы Онего. Все глохнет в диком реве, все кипит. Шквал! Он опасен отнюдь не только для байдарок и «фофанов» — катера и яхты не всегда выходят «сухими из воды»!

Несколько лет назад группа московских туристов-байдарочников решила плыть из Петрозаводска в сторону Кижей напрямик. Погода была на редкость благоприятная. Не знаю, кто санкционировал этот переход и санкционировал ли кто-нибудь вообще, только финал был трагическим: группа, по всем предположениям, попала в неожиданно налетевший шквал, людей так и не нашли...


Даже в тихую погоду всегда Будьте готовы к неожиданностям, зорко следите за горизонтом, за состоянием погоды. Перед выходом обязательно ознакомьтесь на спасательной станции с прогнозом погоды (телефон в Петрозаводске: 7-42-14). Заранее прикиньте — где и в каком случае можно будет укрыться.

Опасность лучше переоценить, чем недооценить. При первых признаках шквала постарайтесь уйти от него в сторону или укрыться за островами. Если надвигающийся шквал выжимает вас на сушу, то, в зависимости от водоизмещения судна, или торопитесь выброситься заранее на берег (совет относится к «Казанкам», «Прогрессам», швертботам и т. п. судам), или уходите от мелких мест навстречу опасности. Приготовьте якоря! Помните, что шквал скоротечен!

Переменчивость ветра над озером сказывается и на волновом режиме. Волна, разогнанная в одном направлении, сбивается сменившимся ветром. Мелкому судну в этих «битых» волнах приходится плохо!

Считается (см. стр. 21, 22 в книге «Онежское озеро», Петрозаводск, 1975), что в общем здесь преобладают слабые ветры — до 5 м/с, в открытой части — до 6,6 м/с; повторяемость ветров со скоростью более 10 м/с летом — всего 2—3%. В июне-июле преобладает муссонный режим ветров, в мае и августе господствуют бризы, дующие днем с озера, а вечером с суши. Грозы чаще бывают в июле, реже — в июне и августе.

Вода в озере, особенно в центральных районах, прогревается незначительно. В самые жаркие дни, когда на воздухе 30—34°С, в Петрозаводской, Кондопожской, Лижемской, Уницкой и других губах температура воды даже в поверхностных слоях доходит лишь до 20—21°С. Обычно же в летнее время температура воды 15—16°С, а в штормовую погоду, вследствие интенсивного перемешивания воды, падает до 10—12°С. При такой холодной воде судороги и переохлаждение организма возможны уже после 20—45 минут пребывания в ней, так что нельзя уповать на спасательные круги и жилеты!

Если лето на Онего опасно лишь кратковременными шквалами, то осень (с начала сентября) характеризуется постоянными более сильными ветрами в основном от зюйда и зюйд-веста. Волнение в 4—5 баллов довольно обычно. Короткая и крутая волна в прибрежных районах из-за многократного отражения от островов и каменистых отмелей теряет направленность, становится беспорядочной; плавание в этом бурлящем котле превращается в пытку. Температура воды в начале сентября уже не превышает 7—8°С. Попасть за борт в таких условиях — перспектива, мягко говоря, мрачная!


В 1965 г. автору пришлось на собственном горьком опыте убедиться, что значит без достаточной подготовки выходить в открытое озеро.

7 ноября днем мы возвращались в Петрозаводск с Большого Климецкого о-ва. Волна была 4 балла, ветер северо-западный. Оставалось идти около 14 км, когда «запарил» двигатель (никаких контрольных приборов на нашем «ГАЗ-АА» не было — и вот результат!). Пока пытались устранить неисправность и ремонтировали сломанную в спешке заводную рукоятку, нас потихоньку стало относить от Ивенских о-вов в озеро. Весел не было. Из багров и банок соорудили что-то, похожее на весла, но с их помощью не удавалось даже удержать 1,8-тонный катер на месте, не то что двигать его в нужном направлении. Вскоре стемнело. Мы дрейфовали по ветру в направлении Вытегры, а это до берега 120 км! Правда, появилась надежда встретить суда, но у нас не было никаких огней, не говоря уже о сигнальных ракетах и т. п. Попытались было зажечь факелы, но выяснилось, что, как на зло, отсырели спички. К 19 часам выкатились на судовой ход. Южнее увидели огни: шел грузовой теплоход. Кричали, махали плащами — бесполезно: судно прошло мимо метрах в 100—150, просто не заметив катер.

В ту тревожную ночь мы дважды откачивали воду, доходившую до уровня сидений. В кромешной темноте трудно было обнаружить источник течи (впоследствии выяснилось, что с водозаборника системы охлаждения соскочил шланг). Дважды на ощупь ремонтировали помпу — рассыпавшиеся в трюме спички вместе с водой засасывало под клапаны.

В 7 утра по правому борту начали различать очертания берега, однако повернуть к нему не удалось — нас несло мимо! Спешно из двух плащей соорудили парус и только к 15 часам с его помощью наконец-то смогли выброситься на берег где-то за Шокшинским маяком. При этом едва не перевернулись под ударами волн на камнях в нескольких метрах от суши. Кончилась история тем, что катер там и оставили зимовать.

Выводы напрашиваются сами собой. Попади мы тогда ночью на камни или не сумей в темноте исправить помпу, — путешествие стало бы для нас последним: температура воздуха была около 0°С (на берегу лежал снег!).


Хочется дать несколько советов путешествующим по Онежскому озеру.

На судне обязательно должно иметься надежное якорное устройство с канатами длиною 100 м и более. В случае, если судно будет наваливать на берег или понесет в открытое озеро, отдавайте якорь; травите канат на длину, равную 10 глубинам, — это поможет удержаться против волны (пяти глубин, рекомендуемых литературой, может оказаться недостаточно). На самых малых лодках полезно иметь плавучий якорь, с помощью которого можно удерживать лодку носом или кормой против волны, уменьшить дрейф и облегчить подход к берегу при навальном ветре.

Быстроходной лодке всегда угрожает встреча с пол у затонувшими бревнами-топляками. В ночное время лучше вообще ограничить скорость движения.

Аварийный запас продовольствия и спичек держите надежно защищенным от воды в целлофановых пакетах!

Как бы ни был уверен в себе капитан, экипаж должен состоять из проверенных людей, а не случайных «приятелей» и попутчиков, которые в трудную минуту могут подвести.

Онего отнюдь не является непроходимым водоемом для путешествующих на малых судах, но легкомысленно относиться к нему нельзя, его нужно уважать.


Понравилась ли вам эта статья?
+10

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Перспективы сезона техники для водного туризма и спорта
Заботы и задачи создателей малого флота
Впечатления от ярмарки на территории ВДНХ в мае 1977 года
Дают интервью работники торговли
Интервью с директором магазина №23 «Ленспортторга»
Кооперативная благоустроенная лодочная стоянка в Зеленогорске
Детская парусная секция в городе Гусь-Хрустальный
Праздник Нептуна при пересечении экватора
Сообщения: слон, остров, трюмо, шторм, коты...
Таллин готовится к Олимпийской парусной регате 1980 года
V научно-технический семинар НТО в Киеве в 1977 году
Как организовать многодневные соревнования ДСП?
Лодочные стоянки в Волгограде
Сообщения: черепаха, судно, раки, браконьеры, пираты, альпинизм...
За рубежом: кевлар, замок, эпоксидка, трейлер...

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Советы путешественникам по Онежскому озеру

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Свыше 150000 бутылок плавают по океанам
Прогулочно-экскурсионный теплоход «Фонтанка»
Городская лодочная стоянка на берегу Оки в Коломне
55 лет Кронштадтскому морскому яхт-клубу
10 лет самодеятельному Киевскому яхт-клубу
Морской мотороллер «Ветбайк» из США
Ленинградская судостроительная верфь ВЦСПС отмечает 40-летие
На строительстве Ленинградского Центрального яхт-клуба ВС ДСО ТРУД
Новый мемориальный комплекс во Владивостоке
За рубежом: корпус, сухой закон, айсберг-рекордсмен, пробки...
Сообщения: безопасность, Жюль Верн, традиции, маяк, яхта сгорела...
Отечественные надувные лодки — проблемы и перспективы
Польский парусник «Генерал Зарусский» в Ленинграде
Малый флот и лодочные стоянки города Абакан
Отчет туристов-парусников Ленинградского объединения им. Карла Маркса


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 10 + 15 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории