Все это не может не радовать. Однако одновременно приходится констатировать, что лодки новых моделей изготавливаются пока в крайне ограниченных количествах. Наши «старые знакомые» — все те же лодки типа «ЛГН» продолжают составлять большинство в числе всех поступающих в продажу лодок. Надувные мотолодки практически в производство так и не пошли. Не выпускаются вообще парусные лодки. Нет и надувных байдарок, предназначенных специально для многотысячной армии туристов и спортсменов.
С целью уточнения направлений в проектировании перспективных моделей и получения интересующей заводы информации нашей группой изучения спроса было проведено анкетирование читателей сборника «Катера и яхты».
Около 1000 читателей откликнулось на нашу просьбу, и мы пользуемся предоставленной нам возможностью поблагодарить всех приславших заполненные анкеты. Анализ ответов дал возможность сделать ряд определенных выводов.
В основном на анкету ответили жители городов (97%); это, очевидно, объясняется не столько тем, что сельские жители редко покупают надувные лодки, сколько тем, что у них меньше возможности регулярно приобретать сборник.
Ответы на первый вопрос «Какую надувную лодку Вы хотели бы приобрести?» дали особенно интересные результаты. Почти половина опрошенных (47%) высказалась за лодку с подвесным мотором. Очевидно, времена, когда надувная мотолодка вызывала недоумение, безвозвратно ушли в прошлое! Довольно неожиданно и то, что за парусную надувнушку «проголосовало» даже больше читателей (27%), чем за чисто гребную (22%), хотя парусные лодки у нас не выпускались и к нам не импортировались.
По вопросу о пассажировместимости мнение оказалось практически единодушным: одноместные парусные и моторные лодки не нужны, а гребные собрали лишь незначительное число голосов (16%). Гребные надувные лодки используются, в основном, рыбаками и охотниками-любителями; даже если они выходят в плавание в одиночку, все равно в одноместной лодке тесно и неудобно. Очевидно поэтому в классе гребных лодок наибольшей популярностью (63%) пользуются двухместные лодки. Моторные и парусные лодки предполагают использовать в основном любители путешествий, которым даже при плавании вдвоем (самый распространенный вариант) нужен запас грузоподъемности для приема снаряжения и запасов. У них предпочтение (60 и 63%) получили лодки с пассажировместимостью три человека и более.
При выборе мощности подвесного мотора ответы читателей распределились «равномерно»: за 3 л. с. высказалось 26%, за 5—8 л. с.— 22%, за 8—15 л. с. — 27% и за 20 и более — 24%. Этим подтверждается высказывавшееся ранее на страницах сборника мнение, что нужны лодки практически под все выпускаемые у нас моторы.
Самыми активными приверженцами надувных лодок, приславшими свои ответы, оказались люди в возрасте от 20 до 30 лет. Показательно, что из авторов ответов в возрасте до 20 лет наибольшее число голосов было подано за парусные лодки: еще одно свидетельство растущей популярности паруса у молодежи!
Достоинства надувных лодок читатели сборника видят, прежде всего, в компактности и удобстве перевозки и возможности хранения в домашних условиях. Эти качества, действительно, составляют основное преимущество надувных лодок перед жесткими.
Нас, как разработчиков изделий, очень интересовал вопрос о приемлемой, с точки зрения потребителей, цене. Большинство ответивших назвали вполне реальные цены лодок выбранных ими типов, но были и ответы вроде того, что покупатель хотел бы приобрести надувную лодку под подвесной мотор 20 л. с. за 70 рублей! Естественно, что моторные и парусные лодки всегда будут дороже гребных: парусная лодка должна иметь парусное вооружение, а моторная — какие-то жесткие элементы для установки подвесного мотора и восприятия упора.
На вопрос «Что препятствует покупке надувной лодки?» многие читатели сборника ответили: отсутствие информации. Чтобы в какой-то мере восполнить этот пробел, отметим, что в настоящее время в нашей стране выпускаются надувные лодки 17 типов; основные параметры их указаны в приводимой таблице.
Серийные лодки Уфимского завода были представлены читателям сравнительно недавно — в №58 за 1975 г.; поэтому мы подробнее остановимся на описании моделей, выпускаемых или подготовленных к выпуску производственным объединением «Ярославрезинотехника».
Лодки «Нырок-1» и «Нырок-2» выпускаются с 1975 г. взамен близких ро характеристикам и назначению «ЛГН-1» и «ЛГН-2»; они отвечают современным требованиям технической эстетики, обладают более высокими эксплуатационными свойствами, имеют увеличенный диаметр баллона. Лодки изготавливаются из каландрованной ткани на основе хлопчатобумажного текстиля, прорезиненной обкладочной смесью на основе натурального и синтетических каучуков. Изготовление лодок ведется на поточной линии из невулканизированных материалов с последующей вулканизацией собранного изделия в вулканизационном котле. Цена одноместного «Нырка-1» — 77 руб., двухместного «Нырка-2» — 87 руб.
Надувная лодка «Волна» читателям сборника уже, очевидно, знакома; она выпускается с 1968 г. и за это время зарекомендовала себя с наилучшей стороны, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы владельцев. Лодка экспонировалась на ряде выставок в нашей стране и за рубежом; авторы ее награждены бронзовыми медалями ВДНХ. В настоящее время «Волна» готовится к аттестации на Знак качества.
«Волна» изготавливается из шпредингованной прорезиненной ткани на основе дублированного перкаля; обкладка наружного резинового слоя — на основе натурального каучука и хайпалона. Цена лодки — 108 рублей. К сожалению, по ряду объективных причин объединение не имеет возможности увеличить выпуск этой популярной модели.
С надувными мотолодками «Орион-8» и «Орион-15» читатели сборника достаточно хорошо знакомы по многочисленным публикациям в сборнике «Катера и яхты». В 1976 г. объединением была выпущена первая установочная серия этих лодок и они быстро исчезли с прилавков магазинов. Цена их 285 и 315 рублей. По ряду причин выпуск «Орионов» временно приостановлен.
Теперь несколько слов о наших новых разработках.
В 1976 г. по многочисленным просьбам потребителей мы приступили к разработке на базе «Нырка» двухместной лодки с надувным днищем. Новый «Нырок-4» успешно прошел заводские и междуведомственные испытания и рекомендован к серийному производству. Эта лодка отличается от предыдущих моделей повышенной грузоподъемностью и надежностью в эксплуатации, большей устойчивостью на курсе и остойчивостью, меньшей осадкой. В 1978 г. выпускается серийно. Цена 110 рублей.
Для любителей плаваний под моторами малых мощностей подготовлены две модели грузоподъемностью по 250 кг.
Двух-трехместная «Волна-5», рассчитанная на мотор до 5 л. с., имеет U-образную в плане форму. Лодка сохраняет плавучесть при повреждении любого одного из трех отсеков. Приподнятый нос и козырек (дека) предохраняют ее от заливания при ходе на волне. Кильсон, укладываемый на дно лодки, обеспечивает устойчивость на курсе и улучшает гидродинамические свойства лодки; жесткий разборный пайол, укладываемый на него, и закрепляемые на бортах весла придают необходимую жесткость. Съемный транец крепится при помощи резиновых формованных деталей. Как можно заметить, в конструкции «Волны-5» много общего с «Орионом-8».
При испытаниях с мотором «Прибой» скорость с одним человеком на борту составила 22,2 км/ч, т. е. лодка практически выходила на глиссирование; с полной нагрузкой лодка показала скорость 8,7 км/ч. Вес в комплекте — 40 кг. Лодка упаковывается в два чехла. В один пакет укладываются «резина», сиденье и мех, во второй -— пайол, транец, кильсон, весла.
Двух-трехместная «Вега», предназначенная для использования с мотором мощностью до 3 л. с., имеет овальную форму. Надувной баллон разделен перегородками на два самостоятельных отсека. Разборный фанерный пайол, кильсон и весла обеспечивают жесткость конструкции. В корме к литым бобышкам крепится откидной подмоторный кронштейн. При испытании «Веги» с 2-сильным «Спутником» скорость с одним человеком на борту составила 6,8 км/ч, с двумя — 7,8, с тремя — 7,6. Вес этой мотолодки — 35 кг. «Вега» будет выпускаться в двух исполнениях; для эксплуатации под мотором (цена 170 руб.) и только на веслах (120 руб.).
Технология производства лодок «Вега» и «Волна-5» предусматривает изготовление их на поточной линии из невулканизированных материалов с последующей вулканизацией готового изделия.
Разработаны и испытаны две модели надувной байдарки «Ласточка»: одноместная (длина — 3 м; вес — 13 кг; грузоподъемность — 120 кг; цена — 110 руб.) и двухместная (4 м; 19 кг; 240 кг; 140 руб.). Подробнее о них будет рассказано в №75.
В настоящее время конструкторы объединения приступили к разработке новых моделей надувных лодок, основные характеристики которых выбраны на основании анализа ответов на анкету, помещенную в № 61 сборника.
Многие читатели в своих письмах на заводы просят выслать ту или иную лодку или хотя бы помочь ее приобрести. Еще раз подчеркиваем; предприятия лодки сами не продают, а реализуют их только через базы Роскультторга.