В другой книге — «Школа яхтенного капитана» о радиосвязи вообще слова не сказано. Имеющаяся же специальная литература зачастую труднодоступна и малопонятна яхтсменам. Словом, разговор о проблемах радиосвязи назрел. И много в нем надо учитывать аргументов. Например, такой: даже в соревнованиях олимпийских классов яхт радиосвязь применяется крайне редко, пожалуй, только в том случае, когда мы выходим на международный уровень. В низовых коллективах она вообще не находит применения, хотя именно здесь и надо прививать первоначальные навыки использования средств радиосвязи.
В классах крейсерских яхт почти аналогичная картина. Минимальные нормы снабжения судов, участвующих в крейсерских гонках, опубликованные в ППС-85, требуют наличия радиостанций, но не ясно каких типов, без учета категорий гонок. На «Кубке Черного моря» 1987 года из 31 яхты 1—3 групп, обмеряемых по правилам IOR, только 9 оказались оснащенными аппаратурой радиосвязи в диапазоне УКВ. Радиостанций ближней связи большинство капитанов не смогли достать даже для временного пользования. Радиостанций дальней связи в КВ диапазоне не имела ни одна яхта. А ведь в гонке из Поти в Евпаторию часть судов шла не прибрежным, а морским путем, прямым маршрутом, что фактически соответствует крейсерским гонкам второй категории. На всесоюзных соревнованиях крейсерских яхт 5 и 6 групп IOR у нас вообще не требуют радиостанцию на борту, а вот на первенство мира даже малые яхты — четвертьтонники не допускаются, если они не оборудованы радиостанциями с каналами связи — 16, 72 и 79 м.
Наши советские яхты, участвующие в океанских гонках типа «Операция Парус» или океанских ДСП, как правило, имеют на борту только КВ радиостанцию «Ласточка». Она единственная оказалась и на борту знаменитой яхты «Икар» Николаевского кораблестроительного института, совершившей кругосветное плавание вокруг Австралии и Южной Америки. «Ласточка» маломощна, имеет весьма ограниченный радиус уверенной связи и позволяет вести радиосвязь только на трех жестко фиксированных частотах. Для организации хорошей радиосвязи в ДСП она малопригодна, к тому же снимается с производства.
Яхтсменам следует принять во внимание, что в ближайшие десятилетия на морском и речном флоте планируется максимально исключить из практического применения связь радиотелеграфом, сделать связь автоматизированной, спутниковой. Планируется, что непосредственным пользователем РЭС связи должен стать весь командный состав судоводителей как на море, так и на ВВП. Процесс перехода к этому уже начался. Так, официальное введение в мировую практику «Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания» (ГМССБ) планируется начать в 1990 г. Составными частями этой системы являются: подсистема передачи сигналов оповещения о бедствии с помощью аварийных радиобуев (система КОСПАС — САРСАТ), а также подсистема спутниковой связи с помощью малогабаритных радиостанций (система ИНМАРСАТ). Эти системы уже применяются во всех индустриально развитых странах. В нашей стране также начато изготовление такой радиоаппаратуры. На отечественных яхтах робко внедряются радиопеленгаторы и даже специализированные малогабаритные счетно-вычислительные комплексы, решающие целую группу задач. Сама система радиосвязи использует в качестве подсистем специальные службы — метеорологии, радио-пеленгаторных станций, радиомаячную и другие.
Учитывая требования ППС-85, перспективы развития радиосвязи, приходим к выводу, что каждый яхтсмен должен владеть объемом знаний в области распространения радиоволн и самой радиотехники различного назначения, уметь пользоваться РЭС в соответствии со своей спортивной квалификацией.
Что же мешает в настоящее время широкому внедрению радиосвязи в практику яхтсменов? Причин много. Скажем для начала именно об отсутствии достаточной квалификационной подготовки большинства яхтсменов. И только по этой причине в очередное издание «Школы яхтенного капитана» надо включить необходимый объем сведений по радиосвязи. На базе какого-либо института, где готовят кадры тренеров по парусному спорту, необходимо собрать представителей спортивных коллективов, заинтересованных в применении радиосвязи, дать им необходимый минимум сведений для проведения занятий по радиосвязи с яхтсменами по определенной программе.
Очень мало у нас популярных рекомендаций. Мало знаем о принципах организации радиосвязи в различных типовых условиях, в частности, в парусном спорте.
Какие типы РЭС связи можно рекомендовать для использования на яхтах в зависимости от условий и задач конкретно организуемых спорт-мероприятии? Никто на это не ответит. А каков порядок заказа и приобретения радиоаппаратуры? Мало кто знает.
Полезно объяснить экономическую целесообразность приобретения необходимых РЭС как для целей чисто спортивных, так и для обеспечения безопасности плавания и сохранения жизни яхтсменов на воде. При определении социально-экономической эффективности приобретаемой на яхту новой техники следует придерживаться концепции предотвращенного ущерба: выгоднее приобретать дорогостоящие РЭС связи, чем рисковать самой яхтой и жизнью яхтсменов.
В Госкомслорте СССР из официальных документов по радиосвязи в парусном спорте есть единственная действующая «Инструкция о порядке пользования радиосвязью на спортмероприятиях, проводимых в СССР». Ограничено применение радиосвязи только УКВ-диапазоном и излучаемой мощностью до 5 ватт. Отсутствуют разделы, касающиеся применения радиосвязи в водных видах спорта. Эта «Инструкция» введена в действие в 1982 г., раньше ввода в действие новой общесоюзной «Инструкции о порядке приобретения и эксплуатации РЭС» и не во всем соответствует ее положениям. Государственная инспекция электросвязи не признает госкомспортовскую «Инструкцию» и отказывается вести переговоры с яхтсменами при их попытках получить разрешение на приобретение средств радиосвязи или оформить «разрешение на эксплуатацию». Применяемая же в отдельных случаях на яхтах аппаратура, как правило, принадлежит ведомствам — владельцам яхт, имеющим согласованную с ГИЭ «Инструкцию», ни в коей мере не касающуюся вопросов спорта. Давно следует навести порядок в документах и следовать правилам, применяемым на всех яхтах, поднадзорных Спортсудорегистру СССР.
Еще не выработано понимание необходимости широкого применения в парусном спорте радиосвязи на ее самом современном уровне даже такими организациями, как ГИЭ СССР, Главспортснаб Госкомспорта СССР, а также и рядом других организаций, от которых в значительной степени зависит применение радиосвязи на яхтах. В официально действующей в СССР сетке распределения каналов связи диапазона УКВ 156—158 мГц между ведомствами и регионами, 72-й канал связи, широко используемый в международной практике для связи между яхтами, официально за парусным спортом у нас не закреплен.
Изготовитель радиоаппаратуры УКВ типа «Причал» и «Сейнер» не будет принимать заказы на изготовление радиостанций с 72-м каналом без разрешения ГИЭ. А ГИЭ дать такое разрешение не может, пока ей, в свою очередь, не даст такое разрешение Государственная комиссия по радиочастотам СССР. И здесь надо бы расставить все официальные точки.
В соответствии с общесоюзной «Инструкцией о порядке приобретения и эксплуатации РЭС», областные организации ГИЭ могут дать заказчику «разрешение на приобретение» радиоаппаратуры, а позднее и заводу-изготовителю «разрешение на изготовление» радиостанций только при наличии обоснованного ходатайства Управления парусного спорта Госкомспорта СССР на приобретение конкретного типа и количества радиостанций и на организацию радиосвязи владельцем яхт. Следовательно, надо обращаться в Госкомспорт СССР с просьбой о выдаче такого ходатайства. Туда же (а точнее, в Главслортснаб и Управление парусного спорта) следует направлять заявки на приобретение конкретной аппаратуры радиосвязи. Завод-изготовитель заключит договор на изготовление ее только при наличии «фондового извещения» (разнарядки) от своего министерства на изготовление и поставку. Министерство же выдаст такое «извещение» только в ответ на общую заявку Главспортснаба СССР. Этот бюрократический лабиринт надо знать, ибо, к сожалению, от него пока трудно избавиться.
При подготовке рекомендаций, какую аппаратуру радиосвязи следует приобретать для установки на яхтах, следует прежде всего проанализировать действующие в СССР «Правила по конвенционному оборудованию морских судов» в части РЭС связи, а также требования «Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания». Изучение опыта применения радиосвязи в УКВ-диапазоне показывает также, что для обеспечения безопасности целесообразно иметь на борту две радиостанции УКВ. Одна из станций должна постоянно находиться в режиме дежурного приема на 16-м, вызывном, канале, а другая обеспечивать на рабочем канале переговоры. Двухканальный режим одновременной работы обеспечивают только стационарные радиостанции, не пригодные для использования на яхтах по ряду характеристик. Например, радиостанция «Рейд-1». Другой важный вывод из анализа требований ГМССБ состоит в снабжении яхт радиосредствами в зависимости от их водоизмещения и районов плавания, а также необходимости применения спутниковых средств связи. Характеристика групп яхт по районам плавания примерно совпадает с требованиями приложения № 20 ППС-85.
Следует учитывать необходимость применения на яхтах только экономичной по потребляемой мощности малогабаритной транзисторной радиоаппаратуры. Сейчас у нас разрабатываются РЭС связи третьего поколения, которым в ближайшем будущем предстоит заменять выпускаемые серийно, но уже морально устаревшие типы радиостанций («Риф» вместо «Сейнера», «Рея» вместо «Причала», «Балтика» вместо «Ангары»). Головная организация по связи Министерства морского флота «Связьморспутник» уже настоятельно рекомендует к использованию на яхтах автоматизированный радиоприемник «НАВИП», предназначенный для приема в зоне до 300 миль от радиопередатчика на частоте 518 кГц передач всемирно внедряемой автоматизированной системы передач навигационной и метеорологической информации «Навтекс» (факсимильные карты погоды каждые 4 часа).
Мировая практика делает новый шаг во внедрении радиосвязи на морях и океанах. Советским яхтсменам нельзя отставать от веления времени.
А. Яковлев, инженер-связист корабельной связи, меритель № 187 крейсерско-гоночных яхт ФПС СССР.
От редакции
Актуальность затронутой проблемы не вызывает сомнения. Наличие радиосвязи на борту яхты давно стало жизненным требованием. И это еще раз подтвердила трагедия в Рижском заливе, случившаяся 29 июля 1988 года ни чемпионате Латвии по парусному спорту, когда во время урагана по заливу разметало 28 крейсерских яхт, многие суда выбросило на берег, а экипаж яхты «Дельфин» погиб. Причина одна — все 28 яхт не были оборудованы радиотехническими средствами. Утром во время старта в Пярну была хорошая погода, а вскоре в эфир было отправлено штормовое предупреждение о надвигающемся урагане, но его никто из яхтсменов не мог принять. И этот печальный случай не единственный в истории парусных состязаний.
С внедрением радиосвязи возникает много трудностей. Легче всего обязать яхтсменов оборудовать яхты радиоаппаратурой, закрепить это положение инструкцией, которой дать силу закона. Труднее другое — радиосвязь внедрить. Не возникнет ли такой ситуации, когда по существу на выход яхт в море будет наложен запрет? Запретами у нас очень часто решают все проблемы.
Свои опасения на этот счет высказывает опытный советский яхтсмен, неоднократный участник международных крейсерских гонок, в прошлом радиотелеграфист первого класса Виктор Гусев: «Яхт-клубам придется изыскивать средства на приобретение аппаратуры, привлекать специалистов для ее монтажа. Какую аппаратуру приобретать? Где приобретать? «Сейнер» снимают, заменяют на «Риф». Значит, старой станцией не стоит обзаводиться. Но будет ли клубам доступен «Риф» в ближайшие 5 лет? В спортивные организации наверняка его будут отпускать в последнюю очередь. И какова его цена?»
Все это надо учитывать при работе над «инструкцией», которая должна помочь утвердиться радиосвязи на воде.
Опасения яхтсменов, как видим, не лишены оснований.
А взять дальнюю связь. Станции дальней связи очень дороги, есть ли резон содержать их в клубах для нескольких гонок за весь сезон? Стоит, вероятно, поискать какие-то компромиссные варианты.
Редакция «КиЯ» целиком поддерживает такое практическое предложение: до той поры, пока на яхтах будут станции КВ и УКВ дальней связи, необходимо привлекать к обеспечению крейсерских гонок суда сопровождения. И тогда контроль за яхтами можно обеспечить маленькими УКВ-станциями. Сегодня надо учитывать реальные предложения и быстро их реализовывать, важному делу не должны препятствовать никакие бюрократические барьеры. Надо помнить, что от наличия радиосвязи на борту яхты зависит жизнь экипажа.