Эта статья появилась г результате раздумий о динамике роста результатов у ведущих советских воднолыжников в прыжках с трамплина. На первый взгляд, этот вид воднолыжного многоборья внушает меньше всего опасений — отставание от международных достижений в слаломе и особенно в фигурном катании гораздо значительнее. Например, два года назад на соревнованиях в Чехословакии В. Филин и Ю. Пафнутов показали в прыжках результаты первого международного класса — до 37 м, дающие им право участвовать в крупнейших официальных состязаниях, вплоть до первенства Европы и мира. Но... рассчитывать с такими результатами на победу в этих соревнованиях не приходится.
Безусловно, мастерство наших воднолыжников растет — в последнее время появилась большая группа молодых, способных спортсменов, таких как П. Баранин, А. Кадылинский, С. Казанский и другие, «улетающих» за 30 м. Однако лучший официальный результат увеличился с 1967 г. всего на два с небольшим метра, т. е. наши ведущие прыгуны вот уже четыре года фактически топчутся на месте. А ведь 37 м в прыжке с трамплина — далеко не предел. Результаты победителей крупнейших международных соревнований намного превышают 40 м, а американские рекордисты прыгают за 49 м. В чем же дело?
Ответить на этот вопрос в какой-то мере поможет рассмотрение путей развития прыжков с трамплина в нашей стране и в США. Национальные рекорды по прыжкам с трамплина начали фиксироваться в США с 1947 г. В то время использовались узкие двухметровые трамплины, допускавшие лишь прямой заход. И все же длина прыжков постепенно возрастала. С 1947 по 1950 г. чемпион страны Бадди Бойл поднял национальный рекорд с 13,5 до 22,7 м.
Начинать прыгать с трамплина надо именно при прямом заходе, основательно изучив технику так называемого «стягивающего» прыжка. При этом особое внимание следует уделить психологической стороне вопроса: преодолению страха при заходе на трамплин.
Высота трамплина должна составлять 90—150 см. Катер проходит на расстоянии около 9 м от правого края трамплина со скоростью не белее 45 км/час. Воднолыжник движется далеко ст левой волны катера (рис. 1), как бы собираясь объехать трамплин слева. На расстоянии 20—25 м он должен начать поворот к трамплину, нацеливаясь так, чтобы выехать на него на расстоянии около 90 см от правого среза. Следуя по пути 1, воднолыжник сойдет с правого среза трамплина на высоте не более 60 см от воды. Проходя трамплин, следует закрепить стойку в низком приседе и предоставить катеру стащить себя с трамплина — отсюда и название прыжка.
Ноги должны быть согнуты в коленях, голова поднята, смотреть следует вперед, а не вниз на воду, рукоятку фала держать в разнохват двумя руками в течение всего прыжка (рис. 2). После пары прыжков следует постепенно увеличивать высоту схода с боковой кромки трамплина (рис. 1, путь 2) и стараться держать лыжи параллельно, а носки — немного приподнятыми.
От таких «неполных» проходов через трамплин постепенно можно переходить к «полному» прыжку (рис. 1, путь 3).
Цель полного прыжка — пройти трамплин по диагонали слева направо. Перед заходом на трамплин нужно вес тела перенести на подушечки больших пальцев ног, лыжи держать параллельно на расстоянии 30 см.
Если наклонный стол трамплина хорошо обработан, то, попав на него, не следует пытаться поворачивать или «подрезать» — на плоской, скользкой поверхности лыжи не 6удут слушаться, что может вызвать потерю равновесия и падение.
При приводнении (рис. 2, а) мышцы ног должны быть напряжены. чтобы уменьшить вероятность «посадки» на воду. Для амортизации удара колени следует лишь на мгновение расслабить.
Прежде чем переходить к следующему этапу, необходимо совершить 15—30 «стягивающих» прыжков с трамплина высотой 150 см на скорости 45 км/час.
Вернемся к истории. С 1953 по 1955 г. Альфредо Мендоза и Бетч Розенберг подняли «потолок» в прыжках с трамплина с 27,5 м до 38 м — более чем на десять метров! Как удалось добиться такого успеха?
Как уже упоминалось, прямой заход на трамплин при самой идеальной технике не позволяет совершить прыжок более чем на 27 м. Мендоза первым в 1954 г. перешел тридцатиметровую отметку, применив технику «одиночного среза» при заходе на трамплин.
Осваивать эту технику нужно на трамплине высотой 150 см при движении со скоростью 45 км/час, причем буксировщик должен проходить на расстоянии ~6 м от трамплина.
Следуя прямо за катером, надо выждать, пока до трамплина останется примерно 30 м (рис. 3, путь 1). Отсюда можно начинать поворот к трамплину, стараясь попасть на его середину. По мере подхода к трамплину скорость будет возрастать, и, чтобы попасть на центр трамплина, сохраняя прямой путь, следует оттягиваться все сильнее и сильнее. Перед самым входом на трамплин необходимо прекратить оттягивание и закрепиться в низкой стойке.
По мере освоения этой техники можно начинать затягивать «срез», входя в него несколько позже и увеличивая таким образом угол встречи с трамплином (рис. 3, путь 2). Чем больше воднолыжник выжидает перед началом среза, тем с большей скоростью он зайдет на трамплин. Расстояние от пути катера до трамплина можно при этом увеличить до 9 м.
После освоения «одиночного среза» рекомендуется перейти к отработке толчка на вершине трамплина, который позволяет еще больше увеличить высоту и длину прыжка.
Время и направление толчка являются критическими факторами. Толчок в неверном направлении, выполненный слишком рано (в начале трамплина), либо слишком поздно (за трамплином), будет бесполезным.
Первые толчки следует выполнять достаточно мягко, слегка распрямляя колени. Направление толчка должно быть таким, чтобы он «поднимал» воднолыжника вверх и вперед, когда тот покидает трамплин. Толчок будет наиболее эффективным, если его осуществить на высшей точке трамплина. Но так как спортсмен находится на трамплине лишь доли секунды, то начинать толчок следует раньше, уже при заходе на стол (рис. 7, в).
Постепенно можно начать увеличивать силу толчка. При этом необходимо помнить, что толкаться необходимо вперед, для чего следует перенести тяжесть на кончики пальцев и воспользоваться подъемом, который дает наклон трамплина. У прыгуна, проходящего трамплин, плечи должны быть впереди ступней и коленей, примерно как при восхождении на крутой холм.
Большинство прыгунов во время полета отпускает левую руку и держится ею за бедро или колено (рис. 4), что помогает несколько наклониться вперед в полете.
Чтобы избежать провисания фала, необходимо увеличить расстояние от трамплина до пути катера до 12 м, И только отработав толчок, можно увеличивать скорость катера до максимально допустимой — 57 км/час, на которой правильно выполненный «одиночный срез» позволит прыгать далеко за 30 м. Но это еще не предел.
Многие любители воднолыжного спорта знают Джо Кэша, многократно демонстрировавшего классическую технику прохождения дистанции слалома. Но далеко не все знают, что он был и замечательным прыгуном. В период с 1957 по 1959 г. он довел рекорд в прыжках с трамплина с 38,3 до 43 м. Кэш первый преодолел рубеж в 40 м, благодаря своей идеально поставленной технике «прогрессивного двойного среза».
«Двойной срез» может пытаться делать только опытный прыгун, который в совершенстве отработал «одиночный срез» и выполнил на максимальной скорости около сотни успешных прыжков.
В 12 м от края трамплина ставят буй — катер должен пройти с его внутренней стороны.
Начинать надо с отработки плавного «двойного среза» (рис. 5, путь 1). На подходе к трамплину воднолыжнику следует оттянуться вправо от кильватерной волны на 9—12 м и, когда катер пройдет между ним и трамплином, плавно начать «срез», целясь на центр трамплина.
После начала «среза» важно сконцентрировать внимание на том, чтобы поддерживать прямой путь от того места, где воднолыжник начал оттягиваться, до трамплина. Для этого, по мере приближения к трамплину, оттягиваться надо все сильнее и сильнее — это и есть «прогрессивный двойной срез», так как при этом воднолыжник все время увеличивает скорость движения.
Переходить к более резкому «двойному срезу» (рис. 5, путь 2), нужно постепенно, причем чем больше воднолыжник выжидает перед началом среза, тем сильнее необходимо оттягиваться, чтобы попасть на трамплин.
Многие прыгуны сильно оттягиваются до того момента, как перейдут вторую кильватерную волну, а остальную часть пути до трамплина проходят, постепенно замедляясь (рис. 6). Такой заход только внешне напоминает «двойной срез», а на практике он даже менее эффективен, чем прямой заход при той же скорости.
Время начала «среза» необходимо выбрать так, чтобы достичь максимальной скорости в момент входа на трамплин. Если воднолыжник будет продолжать «срез» и на трамплине, то лыжи просто выскочат из-под него.
«Срез» необходимо закончить в переходной зоне на расстоянии около 5 м от трамплина (рис. 7, а, б), а сразу после этого переместить центр тяжести с пяток на подушечки пальцев и поднять бедра. Это движение, выполненное перед началом подъема, исключит «подсаживание» воднолыжника, вызываемое углом наклона трамплина. В то же время необходимо напрячь ноги в коленях, что является первым этапом толчка.
Чтобы добиться максимальной длины прыжка (рис. 7, д), надо, как и при «одиночном срезе», стараться завершить толчок на вершине трамплина (рис. 7, в, г). Способность лыжника контролировать свое положение в полете полностью определяется его действиями в переходной зоне и на трамплине.
Если воднолыжник, выполняя «двойной срез», принимает решение не заходить на трамплин, то он может действовать тремя способами. Если решение принято сразу после прохода кильватерной струи, то можно, не бросая рукоятку фала, отвернуть вправо от трамплина (рис. 8, путь 1) и следовать за катером. Если решение принято после прохода второй кильватерной волны, следует отбросить рукоятку и отвернуть влево от трамплина (рис. 8, путь 2). Если решение принято в переходной зоне, следует отбросить рукоятку и проехать по трамплину, сойдя с его левой боковой кромки (рис. 8, путь 3 и рис. 9).
Длина рекордных прыжков американских воднолыжников постоянно растет, хотя за последнее десятилетие не такими скачками, как раньше. Долго, с 1964 по 1968 г. держался рекорд Денниса Ральфса, равный 48 м. Следует отметить, что специальных соревнований на побитие рекордов в США обычно не проводят. Как правило, рекорды по прыжкам с трамплина устанавливаются в борьбе за призовые места на крупных национальных соревнованиях. Пока рекордсменом является Майк Сайдерхауд, совершивший прыжок на 50 м.
Где же черпают резервы американские воднолыжники?
Эти резервы можно разделить на две группы: совершенствование и идеальная отработка техники выполнения прыжка с использованием «прогрессивного двойного среза»; совершенствование технического оснащения для прыжков с трамплина.
К первой группе можно отнести, например, принятый в последнее время способ удержания рукоятки фала в полете двумя руками (рис. 10, 11).
Ко второй группе можно отнести применение нормализованных «стреляющих» фалов из новых синтетических материалов, совершенствование покрытия и орошение стола трамплина, применение специальных петель для удержания предплечья тяговой руки у пояса (рис. 7, д), совершенствование конструкций прыжковых лыж.
Сопоставляя эволюцию прыжков в СССР и США (рис. 12), можно сказать, что первые два этапа, связанные со становлением прыжков с трамплина как вида воднолыжного многоборья и с совершенствованием прогрессивной техники прыжка, мы прошли невероятно быстро. Если в США на увеличение длины прыжков с 22 м до 38 м было затрачено 10 лет, то мы этот путь прошли за 5 лет, а практически еще быстрее, так как были связаны ограничениями в отношении современной техники прыжков, которые до 1967 г. предусматривались отечественными правилами соревнований по воднолыжному спорту.
Можно сказать, что сейчас наступил период относительной стабилизации результатов на уровне около 37 м, и этот период длится недопустимо долго.
На наш взгляд, причины такого положения кроются в следующем.
Мы мало используем новинки технического оснащения, к которым в первую очередь следует отнести текстолитовое покрытие наклонного стола трамплина, автоматическую систему орошения стола и нормализованные фалы.
Даже зная все тонкости техники выполнения прыжка методом «двойного среза», наши ведущие лыжники не всегда используют их на практике. Для этого достаточно сравнить полет одного из сильнейших воднолыжников страны А. Мясникова (рис. 13) с прыжками американских спортсменов (рис. 4, 10).
Самое главное — мы мало работаем с молодежью. Характерный пример: если национальные американские рекорды обновляли по крайней мере 19 спортсменов, то у нас это делал почти исключительно один В. Филин. Для участия в крупнейших международных соревнованиях в состав национальной сборной США охотнее включают молодых спортсменов из возрастной группы юношей и даже мальчиков, хотя там больше чем достаточно сильнейших прыгунов-мужчин.
Результаты таких решений налицо: чемпионом мира в прыжках с трамплина в 1969 г, стал 14-летний Уэйн Гримдич, несмотря на участие в соревнованиях таких сильнейших прыгунов как Алан Кемптон, Майк Сайдерхауд, Рикки Маккормик и т. п.
Практика показывает, что сейчас, когда «цена» каждого дециметра длины прыжка неизмеримо выше, чем несколько лет назад, а высокий результат достигается лишь огромными усилиями, основную роль играет психологическая подготовка (как правило, техническая подготовка у всех участников примерно одинакова). Для молодых спортсменов эта проблема стоит менее остро: они легче преодолевают неуверенность в своих силах при заходе на трамплин способом «двойного среза», смелее идут на риск и в результате чаще побеждают.