В 1964 г., после 25-летне-го перерыва, по инициативе ленинградских яхтсменов была вновь проведена 300-мильная гонка по маршруту Ленинград — о.Кери — Ленинград. Одной из задач гонки было сравнение мореходных и гоночных качеств яхт Л6 и других классов.
Старт 18 июня в 22.00 при пятибалльном весте взяли четыре яхты: «Шестерки» «Ангара» и «Кама» и две крейсерские яхты группы КР-Д — «Звезда» (Иол, 25 т, 100 м2) и «Ушкуйник» (Л100, перевооруженная в иол, 12 т, 100 м2). Ход гонки представлен на схемах а и б. Весь маршрут условно разбит в широтном направлении на этапы, и каждая схема снабжена диаграммой, показывающей относительный разрыв во времени между яхтами на каждом этапе и ветровые условия.
Курс «Камы» от рифа Островного до о.Кери был проложен почти по прямой линии, в то время как остальные яхты на подходе к острову шли вдоль южного берега. Хотя это несколько удлиняло маршрут, но в случае усиления ветра яхты оказались бы под прикрытием берега (ветер вскоре ослабел до 3—4 баллов и задул с S—SO). После того как «Кама» 20 июня в 12.00 обогнула о.Кери (см. положение 3 на схеме а), над остальными яхтами, находившимися в 15—30 милях от острова, начала собираться дымка, что заставило их идти еще ближе к береговым ориентирам. «Ушкуйнику», например, пришлось выходить на о.Кери в самых неблагоприятных условиях — при нулевой видимости и слабых ветрах.
В 15.40 о.Кери обогнула «Ангара», в 20.45 — «Звезда» и 21 июня в 00.10 — «Ушкуйник».
На обратном пути обе «шестерки» шли с переменными ветрами силой 1—2 балла, в основном с W и SW.
«Звезда» и «Ушкуйник», обогнувшие о.Кери значительно позже, на большей части пути имели SW на 2—3 балла.
Время прохождения 300-мильной дистанции и средняя скорость яхт составили: «Кама» — 73 часа 45 минут — 4,07 узла; «Ангара» — 82 часа 20 минут — 3,65 узла; «Ушкуйник» — 92 часа 5 минут — 3,25 узла; «Звезда» — 100 часов — 3,0 узла.
Таким образом, в условиях преимущественно слабых и переменных по направлению ветров «шестерки» оказались более быстроходными, чем крупные крейсерские яхты. Длинная ватерлиния у «Звезды» и «Ушкуйника» (12 м) дала ощутимый эффект только при попутном ветре силой 4—5 баллов. При прохождении о. Мощный «Звезда» и «Ушкуйник» имели ход около 9,5 узлов, а яхты Л6 — около 8 узлов. На слабых ветрах этот эффект был почти неощутим (см. схему б — возвращение яхт от о.Кери с попутными ветрами силой 2 балла).
В VII Мухувяйнской регате 1964 г. приняли участие 15 яхт в трех стартовых группах: КР—В, КР—Г и КР—Д. Группа КР—Г насчитывала семь яхт, в том числе две «шестерки» — «Кама» и «Родина». В группе КР—Д, состоящей из четырех яхт, гонялась «Нева» (16-тонный шлюп, 100 м2, победитель Балтийской регаты 1952 г.).
Регата проводилась в четыре этапа по маршруту Ленинград — Таллин — Хаапсалу — Кыйгусте — Пярну общей протяженностью 425 миль. По результатам всех этапов в группе КР—Г общее первое место заняла Л6 «Кама», общее третье место — Л6 «Родина».
Следует отм.етить, что на этапах Ленинград — Таллин (180 миль) и Таллин — Хаапсалу (75 миль) при ветре 2—3 балла переменного направления «Кама» с гоночным баллом 7,93 пришла по абсолютному времени впереди «Невы», имеющей значительно более высокий балл — 10,8 и обязанной поэтому давать Л6 гандикап на первом этапе 4 часа, а на втором 1,5 часа (если бы «Кама» и «Нева» гонялись в одной стартовой группе).
На дистанциях крейсерских гонок Балтийской регаты «шестерки» впервые появились в 1965 г., когда после 12-летнего перерыва эти гонки снова бы.-и включены в программу соревнований. Все победы в I группе RORC в регатах 1966—70 гг. были одержаны яхтами класса Л6:
1966 г. — Л6-21 «Персей» (рулевой И. М. Дементьев, ЛВМБ, Л-д); 1967 г. — Л6-18 «Кама» (К. Г. Бойков, «Труд», Л-д); 1968 г. — Л6-42 «Санта-Мария» (О. К. Роос.ма, «Калев», Таллин); 1969 г. — Л6-35 «Балтика II» (А. ф. Чернов, ДКБФ, Таллин); 1970 г. — Л6-54 «Дайла» (В. В. Горлов, Кировский завод, Л-д).
Важно отметить, что эти яхты были первыми и на финише, т. е. победа была абсолютной, что свидетельствует о высоких качествах Л6 по сравнению с яхтами таких классов кэк CR8 и «однотонник», построенными в последние годы.
В Чемпионате Ленинграда по крейсерским яхтам в 1970 г. участвовало 15 «шестерок». Победил экипаж яхты «Ассоль» (рулевой Г. Коломенский), на которой фактическая площадь парусности была примерно на 3-4 м2 меньше, чем у других яхт. Эта победа, одержанная при слабых ветрах (не больше 3 баллов) над многочисленными конкурентами с превосходящей площадью парусности, говорит о наличии больших неиспользованных возможностей класса Л6.
Успешно выступали «шестерки» и в Ленинградской крейсерской регате, маршрут которой проходит в восточной части Финского залива и в шхерах Бьернезунда и Выборгского залива. Здесь, в закрытых от большой волны районах серьезную конкуренцию «шестеркам» составили яхты класса Л4. Хотя по скорости они и уступали Л6, но, благодаря более низкому гоночному баллу по RORC, имели реальные шансы на победу, В этой 120-мильной гонке при разных погодных условиях были показаны следующие средние скорости:
Победителями этих гонок в I группе RORC, в которой гонялись яхты класса Л6, стали: 1967 г. — Л6 «Балтика II» (А. Ф. Чернов, ДКБФ, Таллин); 1968 — Л4 «Легенда» (В. И. Антоновский, «Труд», Л-д); 1969 г. — Л6 «Нева» (Ф. К. Тирон, Кировский завод, Л-д); 1970 г. — Л4 «Сказка» (А. Ф. Яковлев, «Труд», Л-д).
Яхты Л6 удачно выступали и в зарубежных соревнованиях.
В 1964 г. яхта Л6 «Сириус» (рулевой Г. М. Новак, ЛВМБ, Л-д) заняла второе место в 140-мильной гонке в Польше.
В 1966 г. Л6 «Рига» (рулевой В. В. Мелвид) занимает третье место на Варнемюндской регате в ГДР, а в 1969 г. первое место на Варнемюндской регате занимает Л6 «Ангара» (рулевой А. А. Яковлев, «Труд», Л-д).
Мне кажется, что дальнейшее развитие яхт класса Л6 должно идти в первую очередь по пути усовершенствования парусного вооружения, улучшения качества строительства и технологии и отработки конструктивных чертежей, но без изменения обводов и основных элементов этого вполне удачного проекта.