Готовя к публикации подборку материалов по яхтам класса Л6, редакция разослала капитанам яхт анкету.
Помещаем ответы Р. Будвитиса (Литовская ССР, Каунас, Л6-41 «Банга-2»), А. Ермилова (Эстонская ССР, Таллин, Л6-28 «Карелия»), М. Пахомова и Н. Миронова (Ленинград, Л6-61 «Урал» и Л6-70 «Селигер»), познакомиться с которыми будет интересно и конструкторам и яхтсменам. За кормой «Банги-2» — свыше 12500 миль, пройденных по Балтике, несколько заграничных походов (Финляндия, Швеция, Дания, ГДР, Польша), плавания по Черному морю — экипаж «Банги-2» менялся яхтами с севастопольскими яхтсменами, международные крейсерские гонки в Гданьском заливе (1968 г. — 2 место, 1970 г. — 5 место). Большой опыт плавания на «шестерках» имеют и остальные капитаны.
Как вы оцениваете мореходные качества своего судна?
Р. Будвитис: Мореходность удовлетворительная. 80% всех походов по Балтике совершено в апреле — мае, сентябре — октябре при весьма жестких условиях: температура воздуха 0—10°С, продолжительные штормы в 6—8 баллов. В 1968 г. в Финском заливе пришлось даже форсировать обширные поля битого льда.
А. Ермилов: Настоящим крейсером Л6 назвать нельзя, это скорее шхерный крейсер. Видимо, А. П. Киселев весьма серьезно продумал, в какой воде будет плавать судно, имея в виду в основном Финский залив. Яхта перегружена парусами, имеет довольно острые обводы, так что при ветре 4 балла уже необходимо брать рифы. Правда, при ветре 4—5 баллов на полных курсах и при немного уменьшенной парусности Л6 идет очень хорошо, можно получить 6,5—7 узлов (бывали случаи, когда яхта делала 7,5—8 узлов). Но нужно учитывать, что внезапно налетевший шквал может положить яхту, идущую под полными парусами, и в кокпит пойдет вода (чему я однажды сам был свидетелем). С крейсерами таких штучек не бывает.
Н. Миронов: Считаю, что Л6 обладает удовлетворительными мореходными качествами. Основными недостатками являются неустойчивость на курсе при попутных ветрах и «мокрый бак» — на курсе бейдевинд вода с бака не уходит.
Ваше мнение об обитаемости и оптимальном количестве экипажа для дальних плаваний и для гонок?
А. Ермилов: Во время плаваний, когда команда разбита на вахты, обитаемость удовлетворительная. А так тесновато, гоняться на коротких дистанциях лучше вчетвером.
М. Пахомов: В отношении обитаемости и конструкции яхты можно сделать следующие замечания.
Конструкция пяртнерса создает большую нагрузку на рубку и приводит к появлению течи по комингсам. Кроме того, пяртнерс проходит непосредственно возле стенки шкафчика, что не позволяет расширить его гнездо в сторону левого борта. Мачта трется в пяртнерсе даже при втугую выбранных вантах. Желательно перенести рубку назад, пропустив мачту в пяртнерс через палубу.
Штурманский столик расположён более удобно на ленинградских яхтах клуба «Водник», переделанных силами команд.
Оптимальное количество членов команды в походе или на гонках — шесть человек. Обитаемость удовлетворительная, можно обеспечить нормальную смену вахт.
Н. Миронов: Оптимальная численность экипажа в дальних походах и на гонках — шесть человек. Очень неудобно расположены койки в форпике, вследствие чего вся носовая часть практически не используется. Некуда девать запасные паруса, штормовую и рабочую одежду, продукты, не хватает емкостей для пресной воды. Рубка тесная, маловат стол. Большие неприятности доставляет водотечность палубы и плохая работа штатной помпы.
Что вы скажете о ходовых качествах Л6?
Р. Будвитис: Скоростные качества хорошие. Средняя крейсерская скорость — 100 миль в сутки; со штормом проходили до 180 миль. Жаль, что Л6 нельзя выводить на более высокие скорости. Восьмичасовой переход во скоростью 10—11 узлов до предела измотал экипаж, так как на полных курсах яхта рыскает на волне.
Н. Миронов: Ходовые качества хорошие. Средняя скорость по генеральному курсу в дальних плаваниях составляла 3;5—4,4 узла.
Какими навигационными приборами оборудована ваша яхта?
Р. Будвитис: Два компаса 127 мм, радиосудовой пеленгатор СРП-5 с антенной ∅60 ем, радиоприемник Р-311, приемно-передающая станция Р-104, барограф недельный, барометр, анероид, лаг ЛЗМ с электроропитером.
А: Ермилов: Очень жаль, что верфь ВЦСПС скудно снабжает яхты навигационными приборами (был получен только один компас 75 мм). Все необходимое пришлось доставать самим; два компаса 127 мм, прокладочный инструмент, пеленгатор, барограф, судовые часы, секундомер, ручной и механический лаги, лот, туманный горн и, конечно, карты и различные пособия.
Ваше мнение о проекте Л6? Какое судно необходимо нашим яхтсменам-крейсерщикам?
Р. Будвитис: Проект хороший, но морально уже устаревший. Яхта годится для походов по небольшому Балтийскому морю в летних условиях. Она интересна для гонщиков; отлично ходит в слабый ветер, имеет большое преимущество в скорости перед современными яхтами на лавировке и в мертвую зыбь. Но корпус не приспособлен для несения большого топового стакселя, ширина яхты и объем носовой части корпуса явно недостаточны.
Нам нужна крейсерская яхта на семь человек, водоизмещением около 10 т, быстроходная, позволяющая разместить аппаратуру, питание, двигатель общим весом около 1—1,5 т, запас воды на 50 дней. Наилучший корпус — композиция дерево+стеклопластик. Палубу желательно делать из алюминия, без надстроек. Яхта должна иметь алюминиевую мачту и вооружение с топовым стакселем, высокие борта, короткие носовой и кормовой свесы, быть достаточно остойчивой, чтобы нести основные паруса при ветре до 6 баллов.
Необходимо более надежное крепление руля.
Надо установить на корпусе обухи для подъемных стропов, чтобы яхту с мачтой можно было поднять, например, на палубу теплохода или набережную порта.
Считаем, что современная крейсерская яхта должна быть в то же время большой гоночной «машиной», обеспечивающей быстрое прохождение дальних маршрутов с высокой навигационной точностью, имеющей автономность (питание, вода, топливо) до двух месяцев. Это дало бы возможность без существенных затрат валюты совершать переходы до Гренландии или Африки.
А. Ермилов: Нужно продолжать строить Л6 для плаваний по Финскому заливу, а параллельно строить крейсера водоизмещением 7—8 т, с вооружением кеч или иол, обязательно с двигателем в изолированном помещении на дешевом топливе — керосине или солярке.
На «Карелии» установлен подвесной мотор «Москва», причем в абсолютный штиль яхта делает под ним до 4,5 миль в час, а когда немного подрабатывает ветер, то и все 6 миль.
Н. Миронов: Проект Л6 недостаточно продуман — плохая обитаемость и условия для работы на палубе, в дальних плаваниях не хватает современных средств связи, неудобна проводка шкотов.
М. Пахомов: Думаю, что «однотонник», выпускаемый Таллинской верфью, представляется более перспективным, как яхта международного класса.
Какие переделки вы произвели на серийной яхте?
А. Ермилов: «Карелия» подвергалась большим переделкам, в основном руками команды. Железный ящик в кокпите заменен на стеклопластиковый, что избавило от большой погрешности показаний компаса; сиденья в каюте превращены в удобные диваны; сделан новый обеденный стол; штурманский стол увеличен до размеров развернутой карты, причем сохранено спальное место в «гробу» правого борта; под кокпитом настланы пайолы и поставлены пиллерсы для закрепления аккумуляторов; поставлены новые обвесы в носу и корме и новые стойки релинга; сделаны дверцы под кокпит (вместо фанерного листа); устроены шкафчики по бортам вместо полочек и разные другие мелочи.
Н. Миронов: На яхтах «Селигер» и «Анатолий Киселев» более удобно расположили койки в рубке, опустили пайолы в кормовой части каюты, сделали штурманский стол с удобным сиденьем. Кормовую переборку рубки перенесли на одну шпацию назад, навесили по бортам полки с дверцами. Штурманский стол отделили от камбуза продольной переборкой, установили зарядное устройство для аккумуляторов.