С расширением промышленного производства лодок для продажи населению все большее число любителей предпочитает приобретать суда в магазине.
И это закономерно, так как в большинстве случаев постройка лодки своими силами обходится не дешевле, качество далеко не всегда оказывается выше, а главное — заботы по приобретению необходимых материалов и оборудованию места постройки ложатся тяжелым бременем на плечи строителя.
И, тем не менее, количество желающих на лодке своей конструкции проверить последние достижения в области малого судостроения не уменьшается.
Примером тому служит публикуемая ниже подборка заметок о применении стреловидного редана с вентиляцией днища, мотолодке-тримаране и удлиненном варианте «Косатки» с обводами «глубокое V».
Пять лет назад я приобрел дюралевую прогулочную мотолодку венгерского производства. Это лодка типа «Никси-627» длиной 3,70 и шириной 1,31 м; вес ее 110 кг; килеватость на транце 2°, у миделя 6°. Яркая двухцветная окраска и изящные формы корпуса сразу же очень понравились мне, а когда удалось достать один из первых «Вихрей» и поставить его на лодку — восторгам не было конца. Скорость 40 км/час, великолепная маневренность!
Однако понемногу обнаружились и недостатки. На полной скорости плоскодонная корма начинала всплывать, нос буквально «пахал» воду. Говорить о мореходности не приходилось: в ветреную погоду выходы на Неву и, тем более, в залив сопровождались столь сильными ударами, что не спасали и мягкие сиденья. К концу сезона от этих ударов заметно прогнулась внутрь обшивка между шпангоутами, а как-то раз, когда пришлось уходить от непогоды по метровой волне, било так, что обшивка и шпангоуты полопались...
Что делать? Продавать? Менять такую красавицу на допотопную «Казанку» или малоаппетитную «Кафу»? Оставалось одно — дорабатывать свою «Никси».
Известно, что па малокилеватом днище по линии встречи корпуса с водой действует резко выраженный пик гидродинамического давления (см., например, №22 сборника). Воспринимающий эти динамические нагрузки участок днища надо было как-то усилить, защитить. Поэтому я и решил поставить на днище наделку, одновременно придав ей такую форму, которая повышала бы мореходные качества «плоскодонки».
Во-первых, вдвое увеличился угол килеватости в районе входа корпуса в воду, что уже само по себе заметно смягчило удары. Во-вторых, угол атаки глиссирующего днища я смог сделать оптимальным для катеров с такими обводами, увеличив его до З°30'. В-третьих, получился поперечный редан, дающий некоторый выигрыш в скорости уже хотя бы за счет уменьшения смоченной поверхности днища. Наконец, придав этому редану стреловидную форму (в плане), повторяющую очертания зоны интенсивного брызгообразования, я добился опять-таки смягчения удара при ходе на волне; при увеличении дифферента на корму днище входит в воду не одной, а сразу тремя точками — килем и крыльями редана.
Первые же испытания обрадовали: ход на волне действительно стал мягче, обшивка уже не прогибалась, маневренность сохранилась, но вместе с тем удлинился период выхода на глиссирование. Лодка как бы подлипала к пологой волне, теряя скорость. Причиной, на мой взгляд, была каверна — полость с пониженным давлением, образующаяся за стреловидным реданом при выходе на глиссирование и при соскальзывании с волны. Чтобы обеспечить доступ в каверну воздуха под атмосферным давлением, я сделал продольный канал сечением 20x220 от транца до редана: стала создаваться полноценная «воздушная смазка» зареданного участка.
Теперь лодка выходит па глиссирование легко и без дифферента на корму, полная скорость несколько возросла (48—49 км/час), причем лодка идет без дифферента па нос. Рекомендую подумать об установке стреловидного редана владельцам таких плоскодонок, как «Казанка», «Альга», «МК-29».
Отмечу еще. что от продольных реданов я отказался, так как с ними удар о волну при килеватости в 12° получается жестче, а развороты резче. Найти же оптимальное положение и число продольных реданов я не смог.
Теперь немного о конструкции. И накладка-редан и канал на «Никси» — дюралевые, привернутые винтами к опорам из угольников, приклепанных к днищу. Продольные нижние угольники 3 подгоняются по профилю дниша; затем их вертикальные полки подрезаются и к каждому из них подгоняется верхний угольник 5 так, чтобы вместе они образовали клип с углом 3°30'. Затем нарезаются из того же угольника, припиливаются и ставятся на свои места вертикальные коротыши-стойки 4. Следующие операции — закрепление на днище собранных узлов набора редана (по четыре на сторону) и установка двух листов обшивки и килевой накладки.
Редан и капал желательно изготовлять из того же материала, из которого построен катер. На деревянных лодках их вполне можно сделать из сосновых реек-клииьев и 5—6-миллиметровой авиационной фанеры.