Владельцы открытых мотолодок при установке рубок-укрытий, как правило, руководствуются несколькими общими принципами: с места рулевого должен быть обеспечен обзор во всех направлениях; кормовая открытая часть кокпита должна быть достаточной для нормальной работы с мотором, когда судно на плаву, и для гребли распашными веслами, высота укрытия должна быть минимальной, чтобы не создавать излишней парусности и не поднимать ощутимо центр тяжести судна, но в то же время достаточной для размещения сидящего человека.
Авторы помещенных в подборке конструкций «стационарных» рубок полностью выполнили эти условия, хотя к решению проблемы подошли по-разному.
Ю. М. Родченко из г. Славянск-на-Кубани не ограничился постройкой укрытия от непогоды, он перепланировал общее расположение лодки с учетом дальних спортивных плаваний. Не совсем понятен подход автора к обитаемости мотолодки: он сообщает, что в каюте оборудовано только одно спальное место, но для многодневных походов этого явно недостаточно.
Чтобы можно было сдвигать среднюю часть рубки, Ю. М. Родченко применил сложное устройство. Оно удобно при эксплуатации, зато нетехнологично при изготовлении. На наш взгляд, лучше использовать простейшие Т-образные рельсы с ползунками, которые намного технологичнее и так же надежны в работе.
Ю. Б. Винтер из Киева не захотел строить рубку со сдвижной частью, полагая, что при перемещении конструкции будет изменяться положение ЦТ судна по длине. Учитывая особенности погодных условий Украины, он изготовил максимально открывающиеся бортовые части рубки, которые выполнены в виде трех щитов. Автор, к сожалению, не сообщил о недостатках, которые присущи подобной конструкции. Трудно представить, что полностью закрытая рубка не уменьшит освещенность в каюте, а щели между щитами боковин не создадут сквозняков.
По пути наименьшей затраты труда при оборудовании мотолодки рубкой пошел В. И. Гурьев из г. Елабуги. Суровые погодные условия Предуралья резко отличаются от кубанских и украинских, поэтому на крыше рубки он предусмотрел только люк для вентиляции, позволяющий, кроме того, управлять мотолодкой в сложных ситуациях. При оборудовании В. И. Гурьев полностью перепланировал корпус: заменил штатные сиденья более комфортабельными, предусмотрел их трансформацию в спальные места (узковаты, правда, но автора они устраивают). Установка подвесного мотора на выносном кронштейне освободила полезный объем кокпита и в то же время позволила сохранить прежнюю скорость при увеличившейся нагрузке. Удобства обслуживания мотора на плаву удалось достичь благодаря установке кринолинов. Их можно было сделать не столь массивными, но В. И. Гурьев использовал «подручные» материалы.
В целом рубка на «Прогрессе-2» производит приятное впечатление. Несмотря на округленные формы, она вполне гармонирует с очертаниями корпуса, высокие комингсы по палубе зрительно несколько скрадывают излишнюю высоту рубки. Неплохо продумано устройство дивана в открытой части кокпита: в рундуке под ним можно разместить запас топлива (90 л).
Проблему оборудования мотолодки рубкой решает и промышленность. Еще восемь лет назад была выпущена небольшая серия лодки «МКМ», имеющей «крышу» (см. фото).
На столь низкобортном судне (высота на миделе 0,44 м) даже при выполнении всех архитектурных требований рубка получилась несоизмеримо высокой. Отсутствие вентиляции в каюте и ограниченный обзор с места рулевого — мотолодка не была оснащена ДУ, существенно снижали удобства укрытия. Тем не менее, появление мотолодки с рубкой вызвало большой интерес у водномоторников.
В настоящее время устаревшая «МКМ» снята с производства, но в розничной торговле имеются уже четыре различные мотолодки с рубками. Наибольший интерес представляет рубка-убежище на «Сарепте». Удачно выполненное во всех отношениях укрытие имеет сдвижную часть, которую при желании можно снять и оставить на берегу. Эта мотолодка по праву пользуется популярностью у любителей-водномоторников.
Вариант для «Прогресса»
Желая оборудовать свой «Прогресс-4» удобной каютой, которая бы могла надежно укрывать экипаж в дальних путешествиях по рекам, я разработал конструкцию рубки со сдвижной в корму средней частью.
Чтобы получить открытый кокпит в корме, я вырезал носовую палубу от переборки багажника до шп. 1, оставив по левому борту консоль шириной 400 мм для установки рулевой колонки и приборного щитка. У правого борта наклонная часть-переборки от консоли до комингса кокпита отогнута вверх до вертикального положения (ширина этого участка 150 мм). Это позволило удлинить кокпит на 300 мм и получить в его корме открытую часть длиной 840 мм.
Наклонная крышка люка носового багажника, укрепленная на двух петлях, служит штурманским столиком. Вырез палубы под ветровым стеклом и далее в нос закрыт листом из сплава АМг.
Носовой фонарь собран из штатных элементов ветровой защиты и дополнительно изготовленных деталей и сдвинут вперед на 500 мм от первоначального положения ветрового стекла.
Средняя сдвижная секция рубки, склепана из трех частей: двух боковых стенок и крыши с люком, которая вырезана из носовой палубы лодки. Высота комингсов кокпита в пределах открывающейся части рубки увеличена до 90 мм — сделана одинаковой с комингсами носового фонаря. На внутреннюю и наружную поверхности комингсов приклепаны направляющие. В наружных деревянных направляющих 3 (см. рис.) вдоль верхней кромки выбран фальц, по которому скользит кромка 4 боковой стенки сдвижной секции. Передний край сдвижной секции опирается на два ролика, которые катаются по внутренним направляющим. Фиксаторы 2 надежно удерживают секцию на рельсах. Накидные замки «патефонного» типа обеспечивают плотное соединение с носовым фонарем рубки в закрытом состоянии. Кормовая кромка подвижной части уплотнителя не имеет — вода скатывается назад в результате дифферента лодки на корму.
Кормовая неподвижная секция рубки собрана из четырех деталей. Она имеет две поперечные рамки — дуги из стального угольника 20X20 мм. Передняя дуга приклепана заподлицо с носовой кромкой секции, задняя — на 20 мм вглубь от кормовой. Задняя дуга служит опорой переборки, прикрепленной к дуге болтами М4, а к бортам и пайолу — самонарезающими винтами.
Рамки дверей изготовлены из дюралевого угольника 20X20 мм, нижние филенки вырезаны из листа АМг толщиной 2 мм, верхние — из 4-миллиметрового плексигласа. Двери собраны на заклепках и навешены на петлях.
Рундук по правому борту каюты не доходит до носовой переборки: на 3! 0 мм — на уровне крышки, на 440 мм — на уровне пайолов. На передней части рундука установлено съемное сиденье. На рундуке можно оборудовать спальное место 1850X550 мм, для этого крышку нужно выдвинуть из-под палубы в каюту, а промежуток в и ос заложить спинкой сиденья.
Модернизировано и рулевое управление. Передние ролики штуртроса с их кронштейнами перенесены за переборку в нос, там же установлена и передняя опора удлиненной оси штурвала. Автомобильное рулевое колесо заменено штурвалом с пятью рукоятками (диаметр по концам рукояток 320 мм).
Кресло водителя — съемное, оно прикреплено к пайолу замками спереди и сзади: при необходимости кресло можно повернуть к столику. Чтобы иметь хороший обзор перед лодкой, место водителя расположено в рубке. Если водитель будет находиться в открытом кокпите, ему придется управлять лодкой стоя или поднять сиденье на 300 мм выше борта; при этом в обоих случаях повышается центр тяжести.
Груз (аккумулятор, поставленный у носовой переборки, бачок для пресной воды, якоря, инструмент и продукты) массой около 40 кг расположен у днища возле ДП. Таким образом, при весе рубки около 30 кг положение центра тяжести по высоте практически не меняется.
Более целесообразно строить рубку из листов легкого сплава толщиной 1—1,5 мм. В этом случае даже при установке набора рубки вес ее будет меньше.
В скором времени планирую изготовить тент на открытую часть кокпита, оклеить рубку изнутри тканью, установить примус на кардановом подвесе в отсеке рундука под съемным сиденьем.
Крыша от «Москвича» на «Прогрессе»
Пять лет я постоянно занимаюсь усовершенствованием «Прогресса-2». Начал с того, что вместо металлических сланей изготовил сплошные из бакфанеры толщиной 6 мм, предварительно сделав для них опоры на шпангоутах из дюралевых угольников 40X40. Между шп. 5 и 6 в сланях устроил люк для осушения трюма, хранения черпака и т. д. По всей длине кокпита установил по бортам зашивку из дюралюминиевых листов толщиной 0,75 мм.
Штатные сиденья заменил новыми 400X400X50, изготовленными из дюралюминия и поролона. Сиденья можно крепить к сланям и одно за другим, и спинка к спинке. Для ночлега их легко превратить в две койки: изголовьем служат два откидных сиденья, закрепленных к переборке шп. 6, которые являются опорой для спинок задних сидений.
При демонтаже штатной крышки моторного отсека вертикальную часть я использовал для заделки выреза в транце под мотор, а горизонтальную распилил пополам, сделал из нее две створки и закрепил их на рояльных петлях к пазам на моторном отсеке.
На транец поставил выносной кронштейн для мотора от лодки «Казанка-2М», придав ему наклон параллельно транцу и установив выше выреза транца «Прогресса» на 30 мм с учетом предполагаемого дифферента лодки на корму. По бокам от кронштейна закрепил на под-моторную доску швеллеры от штатных сидений — получился кринолин, который затем зашил сверху рейками от штатных сидений.
В моторном отсеке разместил канистры для бензина и масла общей емкостью около 65 л.
Испытания в походе по маршруту Елабуга — Уфа (около 1200 км в оба конца) подтвердили целесообразность проведенной модернизации. В частности, кринолин надежно защищал мотор от заливания при сильной волне и оказался удобным для посадки пассажиров.
В 1981 г. я сделал рубку из найденного на свалке кузова от автомобиля «Москвич-412». От кузова отпилил крышу со стойками, в торце каждой стойки сделал угловой пропил, внутреннюю сторону подогнул ко внешней. Часть палубы мотолодки вместе с переборкой шп. 2, от которой остался только своеобразный рамный шпангоут, вырезал. Стойки кузова нарастил швеллерами и закрепил их болтами снаружи к комингсу кокпита. Боковые полки багажника у бортов отогнул к носу и закрепил к палубе дюралевыми полосами. Комингсы рубки выкроил из листа толщиной 0,8 мм. Для крепления к палубе у наружного комингса отогнул фланец шириной 20 мм. Детали рубки соединил заклепками, а в труднодоступных местах — самонарезающими винтами. На крышу приклепал штатную крышку люка от багажника лодки.
По контуру крыши рубки я установил сплошной поручень, который сделал из трубок от раскладушки. Посередине крыши приклепал бимс, изготовленный из швеллера, на котором закреплялись плафоны на автомобиле. От швеллера до кормовой переборки пропустил два угольника 20X7X3. Изнутри на крышу приклеил поролон толщиной 6 мм и покрыл его декоративной тканью на эпоксидном клею.
Каркасы створок дверей я склепал из дюралевого угольника 15X15 и обшил их дюралевыми листами толщиной 0,8 мм. Оконные проемы облицевал угольником 25X15, стекла закрепил при помощи резинового уплотнителя стекол от автомобиля. Внутреннюю часть облицовки заполнил пенопластом. Стекла вырезал из оргстекла толщиной 4,5 мм, лобовое стекло выгнул на фанерном болване при помощи двух электрообогревателей.
Я опасался, что в результате установки рубки и дополнительного оборудования массой 50 кг появится дифферент на нос, однако при размещении в багажном отсеке соответствующего груза лодку удалось выровнять.
В остойчивости и ходовых качествах «Прогресса-2», оборудованного каютой, ощутимых изменений не произошло. Он по-прежнему легко выходит на глиссирование и идет на тех же режимах работы мотора. Люк обеспечивает полную вентиляцию, позволяет стоя управлять лодкой и мотором в сложных ситуациях, подать швартов, принять багаж и т. д.
К навигации 1982 г. я сделал небольшой тент на кокпит.
Рубка для мотолодки «Крым»
Основу моей конструкции рубки составляют четыре стойки, на которых раскреплены бортовые панели кормовой части, крыша и кормовая переборка. В средней части рубки установлены сдвижные бортовые панели, в носовой части — съемные. Бортовины сдвигаются в корму по направляющим на палубе и на крыше рубки, перекрывая кормовую часть надстройки. Съемные панели можно уложить вдоль бортов (если необходим кратковременный обзор в непогоду) или же в специальный багажник (если укрытие не требуется). Носовая часть крыши рубки — откидная. Она соединена шарнирами со стационарной частью и опирается на штатное ветровое стекло передним обрезом.
Получилась легкая и удобная во всех отношениях конструкция. Во время хорошей погоды две трети каюты с бортов открыто, стационарная часть крыши и кормовые панели служат укрытием от солнца.
Первоначально вся конструкция была выполнена из фанеры, но со временем этот материал начинает расслаиваться, поэтому рубку лучше строить из листового алюминиевого сплава толщиной 1—1,2 мм. По расчетам такая рубка должна весить не больше, чем фанерная.
Примененная мной конструкция одобрена навигационно-технической комиссией г. Киева.