Новый "Дюгонь" я опробовал на ходу — получился очень удачный парусник, удобный для использования в качестве семейного крейсера. А вот когда дело дошло до оборудования высокой каюты, начались мучения.
1. Я заказал мастеру угловой камбузный стол-шкаф, измерив шпацию в кокпите. Когда же стал собирать стол в рубке, оказалось, что миделевая шпация почему-то на 60 мм больше и поперечные стенки стола на шпангоуты не попадают. Что бы это значило?
2. С подгонкой поперечных стенок этого стола к округлому борту я возился два выходных дня с утра до вечера — примерял и вынимал для подрезки шесть-семь раз. В литературе сказано — "причертить" по борту. Сказать легко, а как это делается — нигде ни слова, даже в великолепной книге "15 проектов...", тем более при работе в закрытом помещении, когда ни ДП, ни ОП нет.
Расскажите, как все это делается на верфях и в домашних условиях — по упрощенной программе.
В далеком уже 1992 г. в редакции побывал Н. Алексин из Запорожья — владелец приобретенной по случаю изломанной 7-метровой яхты неизвестного происхождения. Дмитрий Антонович Курбатов дал несколько советов по ее восстановлению с использованием соответственно увеличенного проекта "Дюгонь" из книги "15 проектов судов для любительской постройки" и "КиЯ". Через несколько лет от Алексина пришло письмо, в котором в адрес редакции высказан в общем-то справедливый упрек: в "КиЯ" нет адресованных начинающим судостроителям материалов по внутреннему оборудованию катеров и яхт. Постараемся в дальнейшем исправить этот недостаток, а ниже отвечаем на некоторые из заданных Н.Алексиным вопросов.
Выполненная им реконструкция "Дюгоня" представляет, на наш взгляд, интерес и сама по себе, тем более, что подводная часть корпуса — редкий пример сочетания стальной и деревянных конструкций. Интересно было бы получить сведения о работоспособности и долговечности узла соединения.
1. Проще всего ответить на первый вопрос. Со времен расцвета деревянного судостроения — при очень больших сечениях балок набора — и поныне существует закон расположения теоретических линий (ТЛ):
- на миделевом шпангоуте и на носовой половине длины корпуса ТЛ проходят по кормовым плоскостям шпангоутов, т. е. фактические ширины тела каждого шпангоута идут в нос от своих ТЛ;
- на кормовой части длины корпуса ТЛ шпангоутов проходят, наоборот, — по носовым плоскостям шпангоутов, т. е. фактические ширины тела каждого шпангоута идут в корму от ТЛ.
Это продиктовано необходимостью малковки деревянных шпангоутов, иначе по всей длине корпуса нарушались бы их теоретические обводы. (Кстати сказать, внешними ТЛ шпангоутов в поперечных сечениях являются линии притыкания к НО. Это правило обусловлено тем, что иначе не удалось бы учесть существенное изменение толщины поясь-ев НО в зависимости от их положения в корпусе.)
Вы, судя по всему, измерили фактическую шпацию на кормовой половине корпуса, а ставили шкаф у миделя, тогда как здесь, в соответствии с правилами, фактическая шпация между миделевым шпангоутом и соседним шпангоутом — первым от него в корму — всегда будет больше на толщину тела шпангоута.
В принципе, положение ДП, если метки (керны, засечки) на переборках и поперечном наборе не сохранились, можно отыскать, разделив пополам ширину лодки, измеренную: по бимсу (при палубе) или на переборке; на пайоле между бортовыми ветвями шпангоутов; разделив пополам ширину верхней плоскости кильсона.
Найти положение ОП, особенно если лодка не выровнена по горизонту или спущена на воду и покачивается с креном и дифферентом, гораздо сложнее. Обычно для установки мебели будет достаточно принять за базу плоскость пайолов, ведь особая точность здесь не нужна, важнее аккуратность работы.
Положение поперечных переборок или иных поперечных элементов (если нельзя измерить их отстояние от уже установленных поперечных конструкций) можно наметить, откладывая снаружи или внутри корпуса по обоим бортам равные расстояния от риски ДП на форштевне.
2. Причерчивание — широко применяемый в судостроении прием подгонки по месту устанавливаемой детали (или изготовляемого шаблона этой детали).
Прием содержит несколько операций:
- выбор системы монтажных припусков и базовых контрольных линий (КЛ);
- нахождение на месте всех необходимых контрольных линий и их четкое обозначение. Иногда точно на заданной высоте от ОП ставятся временные опорные конструкции, на которые укладывается подгоняемая деталь; обычно протягивается струна в ДП; опускается весок, задающий положение вертикальной плоскости на пайоле, платформе и т. п.;
- установка подгоняемой детали в плоскости, заданной чертежом, и точное ориентирование ее "чистой кромки" относительно КЛ.
В качестве примера рассмотрим установку горизонтальной столешницы, притыкающейся к обводу борта, криволинейному в плане.
Столешница вырезана с припуском (например, 25 мм) по кромке, обращенной к борту. Заготовка укладывается на заранее установленные опоры, обеспечивающие ее горизонтальность на заданной высоте, и сдвигается к борту так, чтобы ее "чистая" внутренняя кромка расположилась строго параллельно ДП и оказалась сдвинутой к ДП на те же самые 25 мм относительно заданной полушироты — КЛ, положение которой в пространстве мы контролируем замером расстояния от протянутой струны. Теперь мы должны срезать "лишний материал" с имеющей припуск кромки, обращенной к борту, строго параллельно фактическому обводу обшивки.
Эта параллельность линии обреза припуска и обеспечивается собственно причерчиванием, т. е. проведением на заготовке линии, строго параллельной очертаниям — обводам НО. После обрезки припуска по этой линии сдвинутая на те же 25 мм к борту столешница "внешней" кромкой по всей ее длине плотно приткнется к НО, а "внутренняя" окажется точно на полушироте, заданной чертежом.
При причерчивании одна ножка циркуля, разведенного на величину необходимого сдвига, т. е. на 25 мм, идет по поверхности НО, а другая — карандашом или чертилкой проводит параллельную обводу борта линию на поверхности заготовки. Если все сделано достаточно точно, внешняя кромка столешницы после обрезки припуска будет без зазора примыкать к борту.
В этом есть одна немаловажная тонкость, которую часто не учитывают начинающие судостроители-любители. Плоскость, в которой лежат обе ножки циркуля, в течение всей операции причерчивания должна при движении вдоль борта оставаться строго параллельной плоскости сдвига причерчиваемой детали. В рассматриваемом примере столешница будет сдвигаться к борту, т. е. строго перпендикулярно ДП; соответственно и плоскость раствора ножек циркуля все время должна оставаться перпендикулярной ДП.
Довольно часто любители двигают циркуль, сохраняя перпендикулярность к обводу, что совершенно неправильно и в сложных случаях приводит к явному браку.
Остается добавить, что при отсутствии подходящего циркуля можно применить простейшее приспособление — кусочек рейки длиной 50-100 мм, в которой на нужном расстоянии от заостренного рабочего края (в нашем примере — это 25 мм до оси) просверлено отверстие для вставляемого карандаша.
Иногда вместо причерчивания применяют другой прием. Допустим, надо изготовить шаблон полупереборки, притыкающейся к криволинейной поверхности НО. Заготовку шаблона вырезают из фанеры и ставят на место полупереборки так, чтобы оставался просвет между краем заготовки и поверхностью НО. Закрепляют заготовку. Теперь прикрепляют к заготовке возможно большее число полосок из любого жесткого материала — тонкой фанеры, картона и т.п., располагая каждую из них примерно под 90° к НО и до упора в нее свободным концом. Затем, сняв заготовку вместе с "бахромой" из этих полосок, укладывают ее на материал, из которого предстоит вырезать полупереборку. Наружные концы полосок и задают положение точек, соединив которые мы и получим наружный контур детали, повторяющий очертания НО в месте установки полупереборки.
3. На верфях всегда стараются 90-95 % оборудования устанавливать до закрытия корпуса секцией палубы, т. е. в максимально удобных условиях. У любителей так не получается, тем более, что они чаще всего не придают особого значения отделке и монтажу оборудования, торопясь поскорее спустить судно на воду и испытать его.
В идеале судостроители-любители, как и профессионалы, должны максимально продумывать вопросы оборудования будущего судна. Уже в проекте следует проставить размеры и взаимоувязанные координаты установки всех основных узлов и деталей оборудования, заранее предусмотреть и стадию постройки, на которой они будут ставиться, и способы их крепления. Это в дальнейшем даст большую экономию времени!
Не торопитесь слепо использовать случайные рекомендации или данные первых попавшихся проектов. Д. А. Курбатов рекомендовал начинающим проектантам с метром в руках походить по лодкам примерно аналогичных размерений, оценивая увиденное на них не только с точки зрения эстетики, но и с позиций удобства эксплуатации. При подборе "прототипа" обращайте внимание на близость размерений: очень важно сравнить ширину корпуса не только при палубе, но и при КВЛ и на уровне пойола; обратите внимание и на высоту от пойола до подволока.
Разумеется, надо учитывать свои вкусы и возможности. Если вы строите яхту не для продажи "неизвестно кому", не для сдачи в чартер, а именно как семейный крейсер для себя, то в первую очередь учитывайте состав своей семьи и потребности всех членов семейного экипажа. Например, проектируя камбуз и обеденный уголок, непременно выслушайте пожелания того, кто будет коком.
Вы вряд ли строите судно для выхода в океан; следовательно, можете учесть типичные условия и продолжительность чисто семейных крейсерских плаваний, максимально упростить состав оборудования; отказаться от некоторых бытовых систем1 и устройств, не обязательных по правилам; привести емкости для запасов топлива, воды и продуктов в соответствие с фактической потребностью.
Максимально используйте мягкие шторки и занавеси вместо жестких выгородок; проходы делайте — возможно более широкими, спальные места — просторными (без крайней необходимости избегайте оборудования коек в гробах); не загромождайте помещения излишней мебелью; особо продумайте условия вентиляции и естественного освещения; если необходимо, сразу предусматривайте установку камелька и теплоизоляции и т. п., и т. д.
Если вы переоборудуете существующую лодку, проектные чертежи которой отсутствуют, советую по снятым с места размерам сделать масштабные эскизы тех районов, где планируется установка встроенной мебели.
В заключение несколько общих советов
Если невозможно заранее разработать точные чертежи того или иного узла по теоретическому чертержу или плазовой разбивке, изготовляйте его по шаблонам (тонкая фанера, картон), снятым с места.
Все одинаковые и симметричные детали вырезайте пакетом.
Максимальное количество деталей оборудования старайтесь ставить при предварительной сборке узлов набора. Например, поперечные стенки различных шкафов, переборки выгородок и полупереборки, встающие на шпангоуты (это самый практичный вариант), можно ставить на рабочем плазе сразу же при сборке шпангоутных рамок.
Во всех случаях надо выносить с плаза на собранные шпангоуты и переборки не только положение ДП (наверху — на бимс и внизу — на флортимберс), но и положение горизонтальной контрольной линии высоты на все топтимберсы (всюду на одинаковом расстоянии от ОП) и положение высот всех примыкающих горизонтальных конструкций и узлов обстройки.
При установке громоздких конструкций (например, поперечных переборок) внутри лодки — во время ее переоборудования — иногда стоит перерезать их по вертикали. Узкую часть, примыкающую к борту, подгонять гораздо проще, а к ней, как к комингсу, будет пристыковываться внакрой основная часть.
При сборке поперечных переборок стоит заранее поставить на них опорные рейки или угольники для крепления притыкающихся конструкций шурупами, болтами, гвоздями (взагиб).
В заключение еще один совет, заимствованный из английского журнала "Classic Boat". В тех случаях, когда приходится крепить форточную петлю в кромку фанеры или ДСП, стоит поставить под шурупы пробки из твердого дерева. Довольно часто приходится усиливать край дверцы накладной рейкой или полоской фанеры; иногда достаточно сделать это только в районе крепления петли.
При установке любых конструкций внутри яхты проще всего применить крепление "мокрым угольником" с обеих сторон.
Примечания
1. Вот показательный пример. Проектируя свой каютный швертбот "Лагуна", А. Матвеев из Нижнего Новгорода счел возможным отказаться от оборудования камбуза. При плаваниях по Горьковскому морю экипажи малых судов предпочитают на ночевку подходить к берегу и готовить на костре.