При всей зарегулированности нашей жизни (а на Западе она еще более, чем в России нынешней, определяется всевозможными ограничениями), в отдельных индивидуумах до сих пор проявляется первобытная страсть быть среди окружающих самым быстрым, сильным, ловким и т. д. Некая страсть демонстрировать превосходство проявляется физически, как известно, в большом спорте и околоспортивных соревнованиях. Но чистый спорт требует определенного равенства стартовых условий, что в водно-моторной области обеспечить практически невозможно, даже в профессиональных гонках с их делением на классы и множеством очень строгих ограничений, делающих катера чуть ли не монотипами. Что же тогда говорить о гонках любителей, имеющих мощные быстроходные суда, уравнять шансы которых не удается хотя бы потому, что серьезные катера производятся, в отличие от массовой автомобильной продукции, поштучно. Прямое соперничество на разных по скорости судах, т. е. с заранее известным результатом, не вызывает большого интереса ни у потенциальных участников, ни у публики и, следовательно, не приносит доходов устроителям. Поэтому в Америке для неугомонных капитанов и их верных морячек придумали интригу, которой убили сразу всех трех зайцев, — так называемые покерные гонки.
Это гонки, где предсказать победителя невозможно.
В соревновании может участвовать каждый, чей катер способен пройти определенную дистанцию за контрольное время, кстати сказать, весьма умеренное.
Условия таковы. Как и в привычных ралли, вся дистанция разбита на этапы протяженностью от нескольких десятков до 200 км; надо пройти в течение суток три-пять таких этапов. Как правило, праздник начинается в пятницу перед вечерней зорькой и заканчивается ужином-обедом всей плавающей братии в воскресенье. В сокращенном варианте программы можно уложиться и в один день, но так бывает редко.
После каждого этапа командоры экипажей в порядке прихода на финиш вынимают из специального ящика по запечатанному конверту. В каждом конверте лежит одна игральная карта из обычной колоды карт. Таким образом, в конце соревнований на руках у каждого экипажа будет 5—7—10 по-прежнему запечатанных конвертов, число которых равно числу благополучно законченных экипажем этапов.
Назовите эти странные, но пользующиеся на Американском континенте все большей популярностью соревнования, как хотите: "дурак-гонки", "очко-гонки", "покер-гонки", — суть не меняется. Важно, чтобы на финише последнего этапа, когда главный судья распечатает набранную вами пачку конвертов, у вас оказалась выигрышная комбинация карт. А ведь вы можете привезти или 510 тузов и десяток, или аналогичное количество шестерок-семерок; полное число карт вы имеете, если моторы не подведут. А если подведут, то и с меньшим количеством, но ценных карт, например тузов, вы можете выиграть у участника, великолепно прошедшего все этапы, но имеющего слабые карты.
Тут уж как повезет! Хуже, когда и не доехал до финиша последнего этапа, и в конвертах оказались одни шестерки. С другой стороны, по русскому поверью, проигрыш в картах дает надежду встретить большую любовь, что, естественно, способно утешить проигравшего.
Согласитесь, в покерных гонках результат не известен до самого конца и, как ни в одном другом соревновании, все имеют равные шансы на победу даже при выступлении на несколько более тихоходном, чем остальные, катере. А спорт здесь в том, чтобы, поспевая к пачке конвертов первым, не только ощутить триумф победы (да и получив какой-никакой приз), но и насладиться свободой выбора, так как следующий будет выбирать из того, что осталось. Спорт и азарт вкупе со страстью!
Такие гонки, на наш взгляд, могли бы найти поклонников и в России.
Говоря о "разношерстности" состава флота участников, не будем забывать, что заведомо тихоходные катера, во-первых, не уложатся в контрольное время, а во-вторых, никогда не попадут в число призеров этапа, также чем-то награждаемых и заслуженно пользующихся почетом и славой. Другими словами, участники, собирающиеся выступать в покерных гонках, должны иметь довольно быстроходное — глиссирующее — судно. Не для экстремальных гонок, с выходом в океан, а так, для вкушения радости жизни, чтобы друзей покатать и себя показать. А чтобы можно было возить его на соревнования, катер должен буксироваться по дорогам общего назначения без всяких осложнений. Это ограничивает ширину катера и трейлера 2.5 м в России и 8'6" (футы и дюймы), т. е. очень близко к 2.6 м, на Американском континенте. (Неплохо бы и Российской Федерации добавить 10 см в свои правила дорожного движения!)
Если уж говорить о выборе судна, то заметно, что одни участники остаются верны однокорпусникам, а другие стали патриотами двухкорпусной схемы. Имея в виду покерные гонки в прибрежной морской зоне или на больших озерах с умеренной волной, отметим примерно равное число участвующих катеров с обводами "глубокое V" и катамаранов.
Не будем углубляться в теорию и повторять давно известное, но обратимся к устоявшемуся мнению большинства участников гонок:
- 1) двухкорпусник более сложен и в 1.2-1.5 раза дороже;
- 2) при той же общей мощности и сравнимости водоизмещения катамаран, тяготеющий к двухвинтовой установке, идет быстрее "глубокого V" (до 24° килеватости на транце), тяготеющего к одновинтовой схеме.
Катамаран летит, скользя, а катер с "глубоким V" просто скользит, причем скользит, покачиваясь, на одной точке-пятке у транца. В поворот килеватый катер входит, как мотоцикл, наклоняясь внутрь, цепляясь за воду продольными реданами и килем, причем пассажиры почти не ощущают центробежных сил. А катамаран в повороте подобен карту или карусели: пассажиров сносит к наружному борту, однако сам радиус поворота за счет игры тягой винтов, как на гусеничной машине, может быть весьма мал. Я никогда не видел разворота катамарана на ходу включением передачи "враздрай", но на месте катамаран разворачивается на пятачке.
На малой скорости (в водоизмещающем режиме) и на большой волне катамаран забрызгивается сильнее, чем его "соперник", так как вода, запертая в тоннеле кормой, в отдельные моменты выдавливается из тоннеля в нос.
Сравнивать оба типа корпусов не на глаз, а более или менее объективно можно лишь при близости удельных показателей, скажем, мощности на килограмм веса при равной длине, а это, согласитесь, не часто бывает на практике.
Катамаран, показанный на фото, имеет скорость до 84-86 миль (статутных) в час, но, как и на авто, быстро ехать на нем можно лишь по хорошей дороге; давать полный дроссель на таком катамаране, впрочем, как и на сравнимом катере с "глубоким V", доводится не часто, но подобные ощущения заставляют сердце биться учащенно, а воспоминания о них потом долго греют душу.