Основные элементы катамарана «Боб-8М»
Длина наибольшая, м | 8,00 |
Длина по КВЛ, м | 7,20 |
Ширина, м | 4,20 |
Осадка без шверта и со швертами, м | 0,53/0,83 |
Водоизмещение, т | 2,0 |
Площадь парусности, м2 | 30 |
Пассажировместимость, чел | 10 |
Связанные скользящей поперечиной румпели устанавливаются так, что составляют (схема А) с плоскостями перьев рулей углы ~17°, соответственно отложенные в сторону ДП катамарана.
Благодаря этому при изменении курса внутренний (по отношению к центру циркуляции) корпус катамарана всегда будет описывать дугу меньшего радиуса, чем наружный. Другими словами, внутренний корпус катамарана будет поворачиваться быстрее, так как при перекладке рулей перо руля внутреннего корпуса переложится на больший угол, чем перо руля наружного корпуса (схема В). При этом сочленение румпелей с поперечиной должно быть скользящим.
Использование эффекта Аккермана существенно улучшило маневренность катамарана и облегчило выполнение поворотов оверштаг.
Сравнительно небольшая парусность катамарана, вооруженного бермудским шлюпом, оптимальна при силе ветра от 3 до 6 баллов. При этих условиях катамаран легко лавирует (под углом 45° к линии истинного ветра), а его дрейф не превышает нормальной величины, принятой для яхт с такой же длиной ватерлинии. При ветре свыше 6 баллов целесообразно брать рифы, так как иначе крен начинает превышать 10°, значительно увеличивается смоченная поверхность и возрастает сопротивление корпуса, что снижает скорость хода больше, чем некоторое уменьшение парусности.
Катамаран обладает большим запасом остойчивости и по расчетам его конструктора даже при крене 90° имеет положительное плечо.
Управление катамараном в значительной степени упрощено и выполняется одним человеком. Рулевое управление выведено на штурвал, установленный на торцевой стенке рубки в кокпите. Для рулевого предусмотрено удобное кресло. Шкотовые лебедки, установленные на крыше рубки, могут обслуживаться самим рулевым.
Схема работы рулевого устройства