Положение судна относительно ветра — одна из вечных забот любого моряка-парусника. Говорят, что старые «морские волки» ощущают лицом самый легкий ветер. Но это — редкий талант. Можно, конечно, определять ветер, послюнив палец. Несовершенство подобного способа очевидно и толкает спортсменов на поиски более точных указателей скорости и направления ветра. Какие только «колдунчики» и флюгерки не увидишь на вантах, гиках и мачтах яхт! На океанских крейсерских яхтах на клотике мачты устанавливают ветроуказатели со сложной электропередачей к приборам в кокпите.
Но вот перед вами швертбот класса «Финн». Мачта слишком легка, вант нет — «колдунчики» не установишь. Как быть? Вот как вышел из положения американец Дик Тиллман — чемпион США в классе «Финн», экс-чемпион в классе «Снайп» и победитель в нескольких национальных соревнованиях. Он сконструировал и успешно применил оригинальный ветроуказатель.
Устройство представляет собой флюгер величиной с ладонь, установленный таким образом, что положение неподвижного указателя 3 точно совпадает с ДП яхты. Два подвижных указателя (4 — правого борта и 5—левого борта) вращаются вместе с флюгером 6 и закреплены под определенным углом к его оси (на яхте Тиллмана — 45°). Этот угол, оптимальный как для лавировки, так и для полных курсов, устанавливают опытным путем для каждого судна в зависимости от крутизны его лавировки, силы ветра, особенностей парусного вооружения и т. п. Для установки под нужным углом эти два указателя легко разворачиваются и затем фиксируются в требуемом положении при помощи стопорных винтов.
Чтобы яхта шла оптимальным курсом, направляют ее так, чтобы вращающийся указатель правого или левого борта (в зависимости от галса) совместился с неподвижным указателем ДП. Это будет означать, что яхта идет под наивыгоднейшим углом к вымпельному ветру.
Ветроуказатель Тиллмана можно разместить как в носу, так и в корме яхты. Носовое расположение имеет те основные преимущества, что флюгер ничем не закрыт от ветра и в поле зрения рулевого всегда находится либо передняя шкаторина стакселя, либо ветроуказатель.
Ветроуказатель Тиллмана особенно удобен при легком ветре до 10 узл. или при шквалистом ветре любой скорости. При слабом ветре, когда рулевому трудно определить, идет ли яхта слишком круто к ветру или наоборот, сильно уваливается, ветроуказатель, мгновенно реагирующий на любые изменения направления ветра, дает рулевому нужное направление.
Кормовое расположение ветроуказателя окажет рулевому большую услугу при ходе полным курсом в шквалистый ветер (при этом варианте Тиллман устанавливал свой ветроуказатель на колодке руля).
Для того чтобы указатель был достаточно чувствительным, он должен быть легким, а трение в оси флюгера — минимальным. Противовес 7 на противоположном лопасти конце уравновесит флюгер, благодаря чему крен яхты не будет сказываться на его показаниях.
Тиллман рассказывает: «Несколько раз случалось так, что я безнадежно «увязал» в ветровой тени идущей впереди яхты. Внезапно по положению указателя я замечал, что можно привестись круче к ветру. Произведя этот маневр, я сразу выходил на ветер и обгонял соперника. С моим ветроуказателем вы не теряете скорости при маневрировании, так как имеете возможность моментально использовать любую перемену ветра. Кроме того, устройство даст вам возможность сразу же выходить на ветер по окончании лавировки или после того, как вы обогнули подветренный знак».