Если вы решили установить на свой катер автомобильный двигатель, то одной из наиболее сложных проблем, с которыми вы столкнетесь, будет выбор и постройка реверсивного устройства. Поставить коробку передач? Слишком много весит и слишком быстро изнашивается. Сделать водомет? Много трудностей при постройке, маловат к. п. д. Проще всего сделать винт регулируемого шага (ВРШ).
Помимо возможности осуществления реверса, это устройство позволяет выбирать оптимальный шаг винта при различных режимах работы катера. При этом мощность двигателя на каждом режиме полностью идет на создание упора на винте, и топливо не расходуется бесполезно, как в случае винта фиксированного шага.
На катерах обычно применяют ВРШ со ступицей, имеющей разъем по поперечному сечению. В этом случае части ступицы соединяются винтами, диаметр которых обычно не превышает 6 мм, иначе ступица будет слишком большой. При ударе о подводные препятствия эти винты иногда срезаются, а если ломаются лопасти, то для замены их корму катера приходится поднимать из воды.
Автор сконструировал и изготовил ВРШ с продольным разъемом ступицы, обладающий большей стойкостью к ударным нагрузкам. Смена лопастей этого ВРШ может быть произведена на плаву.
Корни лопастей закрепляются в разъемной ступице 9, которая при сборке свинчивается со стороны вала с гайкой 3, а с кормовой стороны — с обтекателем В. Внутри полого вала 1 расположена штанга 2 с закрепленным на ее конце поводком 4. При поступательном перемещении штанги 2 получают угловое перемещение шпонки с пальцами 10, которые свободно закреплены в поводке. Так как шпонки входят в пазы корней лопастей, то соответственно разворачиваются и лопасти, изменяя шаг винта.
Гребной винт может быть изготовлен из латуни ЛС-59-1 или легких сплавов АМг, Д16 (только для пресной воды). Для ступицы берут две заготовки размерами 33X66X107 мм, в которых фрезеруют пазы 24X25X50 мм.
Сопрягаемые плоскости тщательно пришабривают и соединяют для дальнейшей обработки на штифтах. Заготовку обрабатывают в центрах на токарном станке, затем нарезают резьбу М34Х1,5 на кормовом конце ступицы.
Для обработки другого конца необходимо сделать оправку с резьбой М34Х1.5; эту оправку наворачивают на кормовой конец ступицы. Отверстия под лопасти необходимо расточить очень точно, иначе потом придется затратить много времени на балансировку винта.
Для изготовления лопасти можно воспользоваться рекомендациями Ю. С. Левина, опубликованными в третьем выпуске сборника.
Описываемый гребной винт может быть применен с двигателями мощностью до 40 л. с.