Эксплуатация на катере автомобильного двигателя без переделки системы охлаждения неблагоприятно сказывается на его работе. Органические частицы, попадающие вместе с забортной водой в зарубашечное пространство цилиндров, засоряют систему; в результате возникают местные перегревы двигателя. Разность температуры забортной воды на входе в систему и выходе из нее вызывает появление напряжений и перекосов в блоке цилиндров. Иногда из-за высокого расположения насоса охлаждения ухудшается забор воды.
Устройство двухконтурной системы осуществить в любительских условиях сложно, так как для этого необходимо изготовить водо-водяной и водо-масляный холодильники, установить дополнительную помпу и т. п.
Мы применили гораздо более простую и, как показала практика, надежную систему охлаждения. Холодильники воды и масла, изготовленные из медных трубок, закреплены под днищем катера параллельно килю. С системой внутри катера эти холодильники соединены угловыми штуцерами. Трубопроводы внутри катера сделаны из дюритовых шлангов.
В систему охлаждения двигателя заливается чистая вода через расширительный бачок с горловиной, закрепленный на выходном фланце системы охлаждающей воды на блоке цилиндров. Один из патрубков расширительного бачка используется для рециркуляции воды и оборудован вентилем для регулировки ее температуры.
Охлаждение масла осуществлялось аналогично через такую же систему, подключенную к масляному насосу двигателя.
Опытным путем было найдено, что необходимая для охлаждения масла площадь трубок под днищем катера должна составлять около 15 см2/л. с., а для воды — около 25 см2/л. с.
Предлагаемая система охлаждения показала себя надежной в эксплуатации и простой в обслуживании. За всю навигацию пришлось один раз долить воду в систему охлаждения; этим все хлопоты с обслуживанием и ограничились. Температура воды и масла на всех режимах работы двигателя держалась стабильно, не превышая 80° С для масла и 90° С для воды.
Трубки следует защитить от повреждения металлическими угольниками. Охлаждение выхлопного коллектора, выхлопной трубы и глушителя надо осуществлять забортной водой, используя напор за гребным винтом.