«Вихрь», пользующийся репутацией наиболее надежного из наших подвесных моторов, все же страдает некоторыми «хроническими болезнями», одной из которых является частая поломка крыльчатки помпы охлаждения. В течение только одной навигации я был свидетелем десяти случаев перегрева двигателя «Вихря» из-за отказа помпы. Причиной неполадки всегда был разрыв бронзовой втулки, завулканизированной в ступицу крыльчатки. Па внутренней поверхности втулка имеет шпоночную канавку, почти перерезающую ее стенку. Если учесть, что на ведущем валу реверс-редуктора, на который насаживается крыльчатка, выфрезерована лыска, а шпонка имеет цилиндрическую форму, то нетрудно представить себе причину разрыва втулки в слабых сечениях I-I. Зазоры в соединении и поворот крыльчатки относительно вала на угол φ приводят к образованию клиновидной щели между поверхностью лыски и выфрезеровкой канавки.
Совместное действие вращающего момента и момента трения крыльчатки о корпус помпы приводит к появлению радиальной силы Р, приложенной к ослабленному сечению втулки. Многократное и продолжительное действие этой силы, достигающей максимального значения при попадании в помпу песка, в конечном счете приводит к разрушению втулки, а следующее за этим разобщение крыльчатки с валом — к прекращению подачи воды в систему. Не всегда удается обнаружить эту неисправность сразу, так как если снять корпус помпы и провернуть вал рукой, то крыльчатка будет вращаться плавно и при внешнем осмотре покажется неповрежденной. Разрыв легко обнаружить, вводя в шпоночную канавку отвертку и пытаясь развести ее края.
Одним из первых признаков перегрева двигателя является постепенное уменьшение числа оборотов, вызываемое, по-видимому, падением плотности горючей смеси из-за ее нагрева от головок и стенок цилиндров. У моторов, остановленных па этой стадии, не было обнаружено ни задиров в цилиндрах, ни заклинивания поршней.
Если перегретый «Вихрь» своевременно не остановить, то вслед за падением числа оборотов происходит заклинивание поршней в цилиндрах, и мотор останавливается сам. Степень заклинивания может быть разной. В девяти случаях из десяти происходило лишь легкое прихватывание, и ремонт сводился к замене крыльчатки, заглаживанию задранных участков бархатным надфилем и тщательной промывке поршней бензином. Следы алюминия на стенках цилиндров также осторожно выводятся с помощью шкурки.
При прекращении подачи воды в систему верхний цилиндр, имеющий более высокую начальную температуру, перегревается быстрее — во всех упомянутых десяти случаях он оказывался более поврежденным.
Остановив мотор, ни в коем случае не предпринимайте попыток охладить его, поливая цилиндры водой — это может привести к появлению трещин в литье и деформации цилиндров. Отсоедините топливный шланг и уберите бензобак, чтобы нагрев отдельных деталей не послужил причиной пожара. Провода высокого напряжения не должны касаться цилиндров и головки, иначе их изолиния будет испорчена. Равномерными рывками за пусковой шнур начните проворачивать вал. Когда температура цилиндров понизится, выверните свечи, залейте в отверстия по 5—10 см3 чистого масла и еще несколько раз проверните вал. После остывания двигателя необходимо разобрать его и тщательно осмотреть детали.
Моторы «Вихрь» чаще других оборудуются дистанционным управлением, что мешает водителю регулярно контролировать работу системы охлаждения. Выходом из положения было бы применение несложного и надежного защитного устройства, выключающего зажигание при прекращении подачи охлаждающей воды.
Увеличив размеры сечения втулки в «опасном» месте, конструкторы могут улучшить работу системы охлаждения и еще больше повысить надежность «Вихря».