Электростартер от «Запорожца» на «Вихре»
В 1969 г. я оборудовал свой «Вихрь» электростартером СТ-350 от автомобиля «Запорожец». Чтобы изменить направление вращения ротора, пришлось заменить его вал и переключить обмотку статора. На валу стартера я закрепил шестерню с корригированным зубом m=2,5 мм общим числом зубьев z=11. Проточил маховик и напрессовал зубчатый венец толщиной 12 мм с 71 зубом. Стартер закрепил к мотору с помощью кронштейна, лапки которого завел под болты крепления корпуса ручного стартера. Примененная электросхем? позволяет подзаряжать аккумуляторы.
Простой способ поднять к.п.д. «Вихря»
На моторе «Вихрь» выхлопные газы встречают на своем пути множество препятствий в виде литейных приливов в цилиндрах, глушителе и поддоне. Это хорошо видно после разборки двигателя, проработавшего хотя бы пять-шесть часов.
Чтобы устранить препятствия выхлопным газам, я зачистил напильником все места в глушителе и поддоне, которые были отмечены гарью и, следовательно, мешали свободному выхлопу.
Кроме того, я укоротил на 20 мм выхлопной патрубок, проделав следующие операции: вывернул заглушку заборной трубки; отрезал патрубок; просверлил дополнительно четыре отверстия ∅3 для забора воды; нарезал в трубке резьбу М8 и поставил заглушку.
Регулируемый жиклер для «Вихря»
В сборниках №20 и №21 уже отмечалось, что мотор «Вихрь» не имеет приспособления для регулировки качества смеси в зависимости от сорта топлива, нагрузки и времени года.
Устройства, изготовленные по прилагаемым эскизам, дают возможность настроить карбюратор для работы на максимальной мощности или на экономичном режиме.
Нужно вывернуть пробку с главным жиклером 6 (см. картинку в №25 сборника) и ввернуть устройство в сборе. Прокладку можно использовать штатную.
Регулировку качества смеси производите на ходу при полностью открытой дроссельной заслонке, постепенно поворачивая по часовой стрелке предварительно полностью вывернутую иглу. Когда начнут снижаться обороты двигателя, иглу следует отвернуть обратно на 1/8—1/6 оборота.
Для проверки качества регулировки следует плавно перейти с полного газа на малый, а затем с малого снова на полный. Если при переходе с холостого хода на рабочий двигатель не глохнет и не дает перебоев, то регулировка выполнена правильно.
Уплотнение иглы производится ниткой, пропитанной животным жиром с добавкой графита, или шайбой из маслобензостойкой резины.
Фиксатор подвески мотора «Вихрь»
При переноске «Вихря» или при установке его на транец нередко случается, что подвеска мотора, вращаясь на оси горизонтального поворота, сильно ударяет по пальцам руки, держащей переднюю ручку. Этого можно избежать, изготовив фиксатор предлагаемой мною конструкции.
Установленная на моторе П-образная фиксирующая скоба (см. эскиз) при необходимости откидывается вверх и выступами «А», входящими во внутренний просвет ручки, стопорит подвеску. При этом внутренний вырез «Б» входит в накладку подвески.
При управлении лодкой фиксирующая скоба на подвеске свободно висит между струбцинами, не мешает повороту мотора или откидыванию его вверх.
Приспособление для запрессовки подшипника
При замене втулки игольчатого подшипника в корпусе редуктора моторов «Москва» или «Москва-М» выпрессовка втулки из корпуса происходит легко, а вот запрессовка новой представляет трудности. Простейшее приспособление, которое можно выточить на любом токарном станке, значительно облегчает установку этой детали.
Штуцер для контрольного отверстия
Наблюдать за струей, выбрасываемой из системы охлаждения мотора «Москва», очень неудобно, особенно из носовой части лодки.
Я выпрессовал плоскую втулку из головки блока у контрольного отверстия, а вместо нее запрессовал новую (1), выточенную из алюминия. Для устранения течи отверстие и втулку смазал перед запрессовкой клеем БФ-2.
В резьбовое отверстие втулки ввинчивается трубка (2) так, чтобы ее изогнутый конец был направлен влево (по ходу лодки). Контрольную трубку лучше всего изготовить из латунной трубки диаметром 5 мм с толщиной стенки 1—1,5. На нарезной конец трубки ставится контргайка М5.
Струя воды, направленная в сторону, теперь хорошо видна водителю.
Кингстон-фильтр
Заборник воды системы охлаждения двигателя и фильтр могут быть объединены в одном устройстве. Корпус 2 имеет на одном конце фланец для крепления к обшивке, на другом — резьбу для крышки 4. Внутрь вставляется тонкостенная трубка, в которой просверливаются отверстия диаметром 2,5—3 мм. Количество отверстий и длину этой трубки — фильтра 3 несложно подсчитать: общая площадь отверстий должна в 1,5—2 раза превышать площадь отверстия патрубка 6. Вместо трубки можно применить металлическую сетку с соответствующей ячейкой.
На патрубке устанавливается клапан 5, а отверстие в подушке 1 нужно сделать меньше диаметра фильтра 3.
Ремонт втулки гребного винта
Я предлагаю следующий способ реставрации вышедших из строя втулок. Обрезав втулку 1 ножом в местах обрывов, как показано на эскизе, заполните эти места сырой резиной. Наденьте втулку на болт 2, насадите сверху гребной винт 3, поставьте шайбу 4 и затяните гайкой 5. Хорошо разогрев винт, подожмите до упора гайку (степень нагрева винта можно определить так: снять винт с огня и насыпать на него сахарный песок; если песок тает, то подогревание можно прекратить).
Когда винт остынет, отверните гайку и снимите болт 2. Втулка должна легко выниматься из винта.