Удобное сиденье
При бортовой качке долго сидеть на обычном плоском сиденье, даже если оно мягкое, неудобно и потому утомительно. Сделав мягкое сиденье вогнутым, как показано на рисунке, вы сразу почувствуете его преимущество перед плоским.
Пространство под сиденьем используйте для хранения карт, лоции, ручного фонаря, ракет, флага-отмашки, сигарет и спичек, т. е. тех предметов, которые всегда должны быть под рукой. Для этой же цели можно сделать сбоку карман с герметичной крышкой или без нее.
Складное сиденье рулевого
На катерах с высокой рубкой рулевому иногда, например при швартовке или проходе узкостей, удобнее управлять судном стоя — улучшается обзор, да и штурвал можно вращать более энергично. На длинном же переходе рулевому лучше сидеть.
Складное сиденье несложной конструкции позволяет наилучшим образом оборудовать место рулевого. Полужесткое откидное сиденье 1 подвешивается на петлях к комингсу рубки; откидная стойка 2 крепится к нижней поверхности сиденья также на прочной петле. Нижний конец стойки должен входить в гнездо или упираться в упор 3 на пайоле, чтобы сиденье не сложилось самопроизвольно. Для уборки сиденье приподнимается, стойка откидывается к сиденью (вдоль борта), сиденье вместе со стойкой опускается вниз. Все детали несложно сделать из дерева.
Якорь, который нельзя потерять
Предусмотрительный капитан, отдавая якорь в «подозрительных» местах, например, засоренных корягами, позаботится о том, чтобы не остаться после этой стоянки без якоря. Прочный трос, закрепленный за тренд и снабженный поплавком-томбуем, в какой-то мере гарантирует освобождение якоря из подводной ловушки. Однако путем несложного изменения крепления цепи или каната к якорю можно обойтись и без его снаряжения томбуем. Нужно сделать так, чтобы в случае застревания якоря в грунте цепь могла бы опуститься по веретену к тренду; тогда достаточно будет дать судну небольшой ход вперед, лапы якоря освободятся.
Несколько типов таких не теряющихся якорей показаны на рисунке. У якоря Данфорта (а) кольцо, за которое крепится цепь, скользит по щели в плоском веретене; у оригинального якоря типа Бензона (в) это кольцо может соскользнуть по одной из двух ветвей веретена, выгнутого из круглого прутка. Подобный же принцип применил и ленинградец Б. Е. Синильщиков, изготовляя якорь для своего «Снарка» (б). Несложно приспособить и обычный якорь типа Холла (г), который продается в магазинах. Здесь рекомендуется применить круглое кольцо, но не скобу, которую может заклинить.
Сиденье для водителя на «Казанке»
Спинку одного из пассажирских сидений «Казанки» советую использовать для дооборудования места водителя. Для этого нужно лишь укоротить немного эту деревянную спинку и установить ее за кормовой банкой. Крепите ее так, чтобы спинка была съемной. Получится очень удобное место водителя, «отгороженное» от мотора.
Рейка для разметки лекальных линий
Нами изготовлено простое приспособление, за основу которого взята конструкция универсального лекала с гибкой рейкой. Штанга 1 помещается над интересующим нас участком — по хорде. Сквозь прорези в штангу вставляются мерные рейки 4 до соприкосновения их с «обмеряемой» кривой линией или поверхностью. После этого мерные рейки фиксируются в штанге винтами М4 с гайками-барашками 2. После закрепления всех реек приспособление можно снять и с помощью гибкой рейки 3, огибающей концы мерных реек провести снятую кривую.
Детали имеют следующие размеры. Штанга (дуб) 1650X50X30; пазы 8X13 под мерные рейки сделаны через 150 мм. Мерные рейки (сосна) 14X10 имеют длину от 100 до 800. Подкладки под штангой (дуб) 100X50X10. В качестве гибкой рейки использована текстолитовая линейка длиной около 1500 и сечением 50X3.
При всей простоте это устройство обладает достаточной точностью. С его помощью значительно упрощаются замена криволинейных частей набора при ремонте корпуса и изготовление их при постройке, копирование формы судна-прототипа, построение лекальных кривых на плазе и т. и.
Крепление убранного грота с помощью лееров
Уборка спущенного грота 4 и найтовка его к гику I занимает обычно много времени. Приспособление, изображенное на рисунке, значительно упрощает эту работу. Оно состоит из двух лееров 2, которые со слабиной пропускаются через обушки 3 вдоль гика. На один из лееров надеваются крючки 5, выполненные из латуни или пластика и по форме напоминающие цифру «9». Подобранный на гик парус найтуется зацеплением сверху свободного леера за крючок. Аккуратно убранные паруса придают опрятный вид, свидетельствуют о морской культуре экипажа. Важно и то, что крепление паруса отдается очень быстро: достаточно сбросить леер с крючков и парус готов к постановке. Полезно к концу лееров прикрепить резиновые стропы, которые всегда будут держать леера натянутыми.
Приспособление для обмера винтов
Это приспособление позволяет определять шаг лопасти в любом сечении, характер изменения шага по сечению и по радиусу, толщину лопасти, подгонять лопасти по контуру. С помощью шаговых угольников, устанавливаемых в кольцевые пазы основания 1, можно изготовлять модели винтов. Основание 1 — это диск диаметром 300 мм. Верхняя плоскость его имеет кольцевые проточки шириной 2 и глубиной 5 мм на диаметрах 50, 90, 120, 150, 180, 210 и 240. В центре основания устанавливается вертикальная стоика, имеющая в верхней части резьбу, а в нижней — конусность. Ступица обмеряемого винта зажимается между этим конусом и конусной втулкой прижимной гайки. Шганга 4 надевается на верхний конец стойки и может поворачиваться на нем. Планка 3 перемещается по штанге, устанавливается па нужный радиус и фиксируется винтом. В планку вставляется игла 2, имеющая деления через 1 мм, начиная от верхнего конца. Полудиск 6 с угловыми делениями от О3 до 180’ через 30' крепится к утолщенной части штанги в месте посадки ее на стойку. К верхнему торцу стойки прижимается винтом стрелка 5.
Во время измерений поворачиваются штанга, полудиск, планка, игла, а стрелка остается неподвижной. Данные замеров — радиус лопасти, угол по полудиску и деление иглы — заносятся в специальную таблицу. При переходе на другие радиусы стрелка остается в одном и том же положении.
На рисунке изображена штанга с одной направляющей, а сейчас я доработал приспособление и сделал не одну, а две штанги.
Струбцина для сборки реечной обшивки
При сборке обшивки из реек необходимо прижимать каждую рейку не только к набору, но и к ранее поставленному поясу. Удобно применять для этого специальные струбцины с двумя прижимами. Одним винтом такая струбцина крепится к ранее выставленной обшивке, а другой прижимает рейку с верхней кромки. Для подтягивания к шпангоуту используются обычные струбцины.
Размеры сварной струбцины, пригодной для постройки лодок с обшивкой толщиной до 25 мм показаны на эскизе.
Мотороллер на лыжах
На водных лыжах можно кататься и сидя. Итальянец Луиджи Челани демонстрирует свое изобретение на реке Тибр. Максимальная скорость — 60 км/час! Водометный движитель «мотороллера» установлен на глиссирующем поплавке — монолыже.