Задачи, поставленные перед собой, мы сформулировали так:
- создать приемлемые условия для длительного плавания команды из четырех человек;
- не только сохранить, но и улучшить мореходные качества судна;
- ограничиться только совершенно необходимым минимумом переделок; ни в коем случае не нарушать связей корпуса, обеспечивающих прочность.
Перестройка яхты заключалась в основном в сооружении рубки длиной 2200 мм; при этом остался открытым кокпит длиной 1300 мм.
Конечно, был соблазн протянуть рубку в нос за мачту, а кокпит сделать подлиннее, но тогда пришлось бы перерезать существующие усиленные бимсы. Если же мы оставили бы усиленные бимсы внутри рубки, во многом потерялись бы ее преимущества: никому не захочется без особой нужды пробираться в носовое отделение, подлезая под бимсы. Другой важный довод против удлинения рубки в нос — желание иметь около мачты ровную палубу. Любой согласится, что лучше работать у мачты, стоя на прямой палубе, чем на округленной крыше рубки.
Увеличивать длину рубки, протягивая ее дальше в корму и соответственно сдвигая кокпит, на наш взгляд, недопустимо. У «пятерки» острые кормовые обводы, рассчитанные на то, что вес команды сосредоточен в центральной части. Если же сдвинуть кокпит назад, будет неизбежен дифферент на корму. А плавая на «пятерке», поневоле убеждаешься, что на курсе фордевинд корма итак слишком доступна для воды.
Думая о способе крепления рубки, мы сочли за благо воспользоваться идеей ленинградских яхтсменов. Сущность их предложения в следующем: карленгсы рубки устанавливаются прямо на палубу и болтами скрепляются с концами полубимсов, а край тканевой обтяжки настила (равендух) при этом загибается и в дальнейшем зажимается между карленгсом и комингсом.
Носовой комингс из оргстекла δ=12 мм поставлен под углом 75° к палубе не на существующий бимс (нам не хотелось нарушать его прочность, просверливая отверстия для болтов), а на дополнительную поперечную балку, уложенную на палубу впереди него. Для прочности эта балка соединена с тягой, пропущенной под палубой. По углам рубки — дубовые стойки 70X70 с закруглением внешней стороны радиусом 50 мм.
Палубу, оказавшуюся как бы внутри будущей рубки, выпилили только после установки двух дополнительных бимсов на 320 мм ниже уровня палубы, на которые и ложится горизонтальная часть переборки — банка. Почему два, а не один? У «пятерки» конструкции Б. В. Мирохина кокпит разделен на два отделения и палуба между ними лежит на двух бимсах. Следовательно, чтобы корпус оставался прочным, не следовало уменьшать количество поперечных связей.
Форму верхней части рубки мы установили так. Не мудрствуя лукаво, изготовили деревянную модель рубки в масштабе 1 : 10, придав ей те обводы, которые казались наиболее целесообразными. Модель распилили поперек на отрезки длиной 25 мм, так как бимсы идут у нас через 25 см, и получили их очертания. По шаблонам, вычерченным на миллиметровке, вырезали из дуба и самые бимсы. Из дуба же изготовили и направляющие, по которым сдвигается входной люк. Настил крыши рубки набран из сосновых реек, прикрепленных к бимсам стальными шурупами. Перед покрытием равендухом крышу рубки тщательно прострогали, зачистили рашпилем и оклеили четырьмя слоями газетной бумаги. Ровная и гладкая палуба — это не только приятный внешний вид, но и гарантия долговечности: равендух не будет протираться на неровностях.
Учитывая небольшую ширину корпуса «пятерки», мы не рискнули сделать кокпит самоотливным. Банка рулевого оставлена на месте. Лебедки бакштагов перенесены на две шпации в корму. Место крепления палубного блока проводки гика-шкота по существу осталось прежним. Пиллерс под палубой, разделяющей кокпит на два, мы нарастили в высоту и прикрепили кницей к нижней части переборки. Получилась стойка, аналогичная устанавливаемой на «фолькботах».
Стоячий такелаж вырублен из стального троса ∅4,6 мм. Система крепления вант и штагов оставлена без изменений.
Все детали внутреннего устройства изготовлены из сосны и ели. Хорошо зачищенная и отлакированная древесина этих пород создает приятное впечатление. Просто, недорого и красиво. И, добавим, легче, чем из дуба. В каюте светло, но мы решили, в дополнение к стеклянному лобовому комингсу, прорезать иллюминаторы в бортовых комингсах.
В каюте помещаются две койки длиной 1850 и шириной 600 мм в корме и 500 в носу. Два спальных места в форпике оборудуются прямо на сплошном пайоле. Справа от входа в рубку выгорожен рундук шириной 300 мм. Маловато, но шире сделать нельзя — слишком короткой будет койка, длину которой ограничивает талреп задней ванты. По левому борту, под банкой находятся шкафчик для посуды и подвес для примуса. Столик съемный 300X600. При всех этих работах по перестройке и оборудованию яхты применялись клеи на основе эпоксидных смол. Мы старались как можно меньше сверлить отверстий в частях набора, пользовались только латунным и бронзовым крепежом, все соединяемые поверхности (если они не склеиваются) промазывали свинцовым суриком на натуральной олифа.
В навигацию 1968 г. наш крейсер держал свой первый экзамен. Идя с юга на север, вечером мы стали огибать мыс Таран (западная оконечность Земландского п-ва) при сильном — свыше 6 баллов нордовом ветре. Волна была ему под-стать, больше полутора метров, однако в кокпит воды попадало немного. Шел час за часом, мы упорно продолжали пробиваться к норду, но только к рассвету огонь маяка начал отодвигаться назад.
Что показала эта долгая и тяжелая борьба со стихией? Яхта может выходить даже в открытую часть Балтийского моря, разумеется, при возможности рифить паруса и наличии комплекта штормовых парусов. Конечно, «пятерка» осталась «пятеркой», хотелось бы сделать яхту пошире, корму пополнее, но плавать можно.