Устройства для заднего хода — реверсивные муфты и реверс-редукторы, которые можно было бы установить на лодке со стационарным двигателем, в продажу не поступают. Хочу поделиться опытом постройки и эксплуатации руля (насадки) Китчена, который с успехом заменяет реверс на моем четырехвесельном яле с мотором «Л-6/3».
Двигатель намертво соединен с гребным валом, но, благодаря насадке, катер может передвигаться задним ходом, иметь холостой ход и, что особенно ценно, разворачиваться на месте за счет изменения положения створок насадки, направляющих реактивную струю от гребного винта в соответствующую сторону. Кроме того, при установке насадки в промежуточное положение между передним ходом и холостым ходом поворот осуществляется с меньшей циркуляцией. Для плотного стыкования створок насадки на заднем ходу кривую задних кромок створок до их сгибания надо выкроить особенно тщательно.
Диаметр насадки равен 340 мм, диаметр винта — 290 мм. Максимальная ширина створки равна 250 мм при толщине листовой стали 3,5 мм.
Насадку сделайте из нержавеющей стали. Гнуть створки надо поочередно на болване меньшего диаметра, чем диаметр насадки, стягивая концы каждой створки тросом, пропущенным через верхнее и нижнее монтажные отверстия и закручиваемым как на лучковой пиле. После освобождения от троса створка частично распрямится и примет нужный (больший) диаметр.
Кормовые кромки створок нужно подогнать друг к другу особенно тщательно, так как от этого зависит эффективность заднего хода.
На приводимой здесь принципиальной схеме цилиндрическая пружина указана условно, а оси баллера разнесены (также условно) в разные точки. Б реальной конструкции применена спиральная пружина кикстартера мотоцикла и соосные баллеры (один баллер — трубчатый).
Гребной винт устанавливается строго по оси баллеров.
Реверс — закрывание створок — осуществляется одновременным вытягиванием обоих штуртросов. Механизм вытяжки тросов может управляться ручным рычагом или ножной педалью. Главное, чтобы оба троса одновременно вытягивались на одинаковую длину, а механизм реверса имел фиксаторы в положении заднего хода и холостого хода.
При эксплуатации насадки замечены недостатки, которые, как мне кажется, могут быть устранены.
Это, во-первых, некоторая рыскливость судна, для уменьшения которой створки насадки должны быть немного сведены назад. И все же рыскливость появляется на сильной попутной волне, при попадании мусора на кромки створок и сразу после попеременной резкой перекладки руля вправо и влево. Мне думается, рыскливость можно ликвидировать, придав створкам асимметричную форму (размеры от осевой линии передней кромки «а», «6», «в», «г» должны быть меньше размеров «а'», «6'», «в'», «г'»).
Второй недостаток — это большое усилие на штурвале, что может быть ликвидировано подбором передаточного отношения на штурвал.
Пропорции описываемой насадки не являются расчетными и могут быть доведены до получения наилучших тяговых характеристик на заднем ходу.
Следует избегать ставить насадки Китчена в полутоннелях, так как отбрасывание воды на заднем ходу должно осуществляться без помех.
Циркуляция при повороте на переднем ходу на моей лодке осталась такой же, как и с обычным рулем.