В сборнике (см. № 20) был затронут вопрос о судах на цилиндрах. Мне довелось в 30-х годах принять участие в проведении эксперимента, посвященного определению эффекта вращающегося цилиндра, частично погруженного в воду и движущегося перпендикулярно оси вращения. И в те годы, а не только сейчас число предложений применить такие цилиндры для движения быстроходных судов было очень велико, и этот эксперимент как раз и решено было провести в ответ на просьбы многочисленных изобретателей.
Экспериментальная установка схематически моделирующая плоское днище глиссирующего судна со «встроенным» цилиндром, вращаемым электромотором, была подвешена на буксировочной тележке и имела свободу вертикального перемещения. Схему установки и ее ориентировочные размеры привожу по памяти. Первоначальное (на стоянке) погружение цилиндра диаметром около 300 и длиной 600—700 мм регулировалось изменением веса контргруза.
Установка испытывалась при различных отношениях между поступательной и окружной скоростями цилиндра. Предполагалось измерять как сопротивление движению, так и всплывание на ходу. Однако результат при всех вариантах начального погружения и отношениях скоростей был одним и тем же: при движении цилиндр так сильно засасывало под воду, что во избежание аварии тележку приходилось останавливать.
Это явление было тогда объяснено тем, что погруженная часть цилиндра работает как выпуклая поверхность сегментного профиля, т. е. создает разрежение, в силу которого цилиндр и стремится уйти под воду.
После этого эксперимента все «рацпредложения» с упоминанием вращающихся цилиндров больше не рассматривались и получали отрицательный отзыв.
Припоминаю еще идею «глиссирующего гребного» колеса. На гребном колесе или опять-таки цилиндре установлены пластины-плицы так, чтобы при вращении колеса они глиссировали. Возникающая при этом на плицах подъемная сила должна была уменьшить осадку судна, а сопротивление — дать поступательное движение судну. Предлагалось, регулируя соотношение между поступательной и окружной скоростями плиц и их угол атаки, для каждого судна использовать оптимальные условия глиссирования. Автор этого предложения (не помню его фамилии) в свое время провел модельные испытания на открытом водоеме. и как он сообщал, получил прекрасные результаты.