Проверка натяжения вант
Натяжение снастей стоячего такелажа оценивается обычно на ощупь, а ведь от этого зависит надежность раскрепления мачты и эффективность работы всего парусного вооружения. Если, например, ванта «набита» слишком слабо, она не воспримет нагрузку и мачта получит чрезмерный прогиб или даже сломается. Наоборот, при чрезмерном начальном натяжении, получив в дальнейшем под ветром дополнительную большую нагрузку, ванта может разорваться. Особенно чувствительны к натягу такелажа современные облегченные мачты из легких сплавов, менее эластичные, чем деревянные.
Прибор, получивший широкое распространение в США, гарантирует яхтсменов от возможных ошибок. С помощью крючковых захватов его можно надеть на любую снасть и при затяжке талрепов добиться заданной величины натяжения, одинаковой для симметричных снастей обоих бортов. Действие прибора основано на уменьшении стрелки прогиба троса при увеличении растягивающего усилия.
Мачта из нержавеющей стали
В прошлом году на нескольких американских яхтах появились мачты из нержавеющей стали. Благодаря втрое большему модулю нормальной упругости такой стали, чем алюминиевых сплавов, стальную мачту можно сделать с меньшим поперечным сечением и практически не более тяжелой, чем алюминиевая. В результате — меньше воздушное сопротивление рангоута, что важно на лавировке. Нержавеющая сталь легко подвергается гибке и сварке, причем стальная мачта получается с меньшими искажения,ми формы (и без внутренних напряжений). Нечего и говорить о прекрасной стойкости нержавеющей стали к коррозии в любых условиях и отличном виде полированной мачты из этого материала.
На рисунке показано сечение мачты длиной 14,3 м для крейсерско-гоночной яхты. Мачта сварена из секций длиной по 3 м, причем верхняя секция сужается к топу, что дает экономию веса и уменьшение размеров фитингов для крепления такелажа. Вес этой мачты со всеми фитингами и краспицами составил 150 кг. Такая же алюминиевая мачта, но без фитингов, рельса для паруса и т. п. весила 112 кг.
Для проверки прочности первых мачт из нержавеющей стали были сделаны замеры напряжений на одной из яхт. Оказалось, что на волнении действующие напряжения в 3,25 раза выше определенных для расчетного случая (крен яхты равен 30%. Установлено также, что напряжения от поперечного изгиба мачты составили 50 % от действующих напряжений против 35% у алюминиевой мачты. Это результат уменьшенного поперечного сечения по сравнению с мачтой из алюминия.
Полагают, что нержавеющая сталь найдет применение для мачт длиной более 15 м. Любопытно, что на чемпионате мира 1969 г. в классе «5-0-5» американец Норхейм выступал с мачтой из нержавеющей стали.
Автоматические стопоры для шкотов
Получившие распространение на яхтах эксцентриковые стопоры (зажимы Кур-ри) имеют один недостаток — в аварийной ситуации (при шквалах и т. п.) требуется некоторое время, чтобы освободить шкот. Этот недостаток особенно ощутим на катамаранах, которые при шквалах достигают предельного угла крена очень быстро.
Немецкий яхтсмен X. Штюблер сконструировал зажимы, автоматически отдающие шкот при чрезмерном его натяжении. Предельное натяжение шкотов регулируется пружинами. Устройство двух типов стопоров показано на рисунке. Здесь а и б стопоры обычной конструкции, в и г — предлагаемые Штюблером (д и е — вид этих же двух стопоров снизу). Черными точками показаны центры вращения эксцентриков.
В стопоре в (д) применены два сектора с зубцами, подпружиненных цилиндрическими пружинами. В стопоре г (е) фиксатор снабжен плоской пружиной и ручкой для отдачи стопора.