«Солинг» завоевывает популярность
Первая яхта класса «Солинг» была построена ее конструктором Я. Линге еще десять лет назад — в 1959 г., но лишь после успешных отборочных испытаний в 1967 г. Парусный Союз IYRU признал этот класс международным. С этого времени началось и широкое распространение «Солинг» в ведущих яхтенных странах мира. К началу 1969 г. было зарегистрировано уже 344 «мини-пятерки», как называют «Солинг» в Скандинавии (из них 147 в США).
Для того чтобы, обеспечить монотипность этих яхт, IYRU ввел довольно строгий порядок распространения «Солинг». Так, в каждой стране может быть только одна верфь, обладающая лицензией на постройку яхты, причем до выдачи лицензии IYRU проверяет уровень квалификации этого предприятия. После выдачи лицензии верфь приобретает у фирмы «Линге» (Норвегия) матрицы для изготовления корпуса.
Перед соревнованиями при контрольном обмере корпус каждой яхты проверяется двумя шаблонами; перо руля также проверяется специальным шаблоном.
Мини-крейсера в большинстве
На крупнейшем во Франции парусном соревновании — регате в Ла Рошели в (969 г. было представлено 13 классов яхт — 400 судов. Гонки проводились на пяти олимпийских дистанциях, однако наибольшее количество участников было не в олимпийских классах, а среди небольших крейсерских яхт (класса IV по RORC). 73 такие яхточки длиной 7—7,5 м яхтсмены из различных городов Франции привезли на трейлерах за своими автомобилями.
22 м парусности на метр длины
С точки зрения европейского гонщика, эта яхта «не лезет ни в какие ворота»: длиной всего 5,5 м, она несет 121 м2 парусности! Экипаж яхты составляет четыре человека, причем частенько трое из них одновременно висят на трапеции. Эти фантастические парусники широко распространены в Австралии и Новой Зеландии. Тысячи энтузиастов принимают участие в региональных и национальных состязаниях, в розыгрышах первенств различных клубов. Многие известные австралийские яхтсмены, успешно выступающие сейчас в международных классах, прошли трудную школу в качестве членов экипажей этих «18-футовиков».
Трансатлантическая микрояхта
Хью Вайлен, переплывший Атлантику на яхточке длиной 1,78 м, при выборе ее размерений руководствовался следующим: «Я хочу поставить своего рода рекорд. Никто не сможет перейти океан на судне меньших размеров, разве что лилипут». Микрояхту по его просьбе спроектировал американский конструктор Эдвин Мэре.
Показанная на фотографии необычная форма корпуса (абсолютное несоблюдение пропорций длины, ширины и надводного борта) была продиктована необходимостью разместить в судне указанной длины человека выше среднего роста, припасы и оборудование, обеспечивающее хотя бы минимальную безопасность плавания. Конструктор максимально использовал полезное пространство ниже ватерлинии — днище стало килем, а глубокое «V» обеспечивало необходимую остойчивость. Благодаря встроенным блокам пенопласта яхта стала практически непотопляемой.
Оклеенный двумя слоями стеклоткани корпус прекрасно выдержал плавание длиной 4500 миль.
«У»-образное днище потребовало установки двух рулей, управляемых одним румпелем. Дистанционно управляемая вращающаяся мачта позволяла брать рифы и убирать паруса, не выбираясь из каюты. Парусина просто наворачивалась на мачту при ее вращении. Вооружение состояло из двух триселей по 3,53 м2 каждый.
1800 миль без руля
Во время Трансатлантической гонки 1967 г. 14-метровый шлюп «Аура-II» потерял руль и стал неуправляемым. Хотя до финиша оставалось еще 1800 миль, экипаж решил продолжать гонку. Целые сутки пришлось управлять одними парусами, потом установили самодельный руль. На корме закрепили вертикальную стойку, на которую навесили в качестве пера крышку откидного столика из многослойной фанеры. К. «перу» прикрепили два троса, концы которых вывели к штурвалу. Потянув за соответствующий трос, рулевой мог повернуть яхту в нужном направлении.
Несмотря на всю ненадежность подобного устройства, «Аура-II» пришла второй в своем классе и заняла общее второе место, а кроме того, экипаж ее получил специальный приз за «находчивость и упорство в море».
«Пан Дюик VI», «VII» и ...
Эрик Табарли собирается обойти вокруг света за 200 дней. Для этой цели он заказал судостроительной фирме Ла Перьера очередной — шестой по счету «Пан Дюик». Новая яхта, так же как и три предыдущие, будет построена из легкого сплава и сварной конструкции. Размеры яхты близки к «Пан Дюику III» (см. 14 номер), но основные конструктивные особенности проекта повторяют черты, победителя транстихоокеанских гонок одиночек этого года «Пан Дюика V» — смотрите №21.
«Неугомонный» Эрик вместе с инженерами Ла Перьера думает уже и о следующем, седьмом «Пан Дюике» — проа, алюминиевом тримаране с одним бортовым поплавком, на котором он выйдет на старт ближайшей гонки одиночек через Атлантику.