Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Новые суда и устройства
  • 1970 год
  • Небольшие прогулочные лодки из полиэтилена
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Прогулочные лодки на выставке «Бот-Дюссельдорф» в 1996 году
Испытания полиэтиленовой гребной лодки «Дельфин»
Двухместная лодка из одноместной секционной лодки «Малютка»
Изучение спроса на прогулочные суда
Прогулочные минимотолодки «фанбоутс» для развлечений
Прогулочные катера-палатки «Бертрам-24» и «Cecca ST-550»
Приспособление для перевозки лодки на легковом автомобиле
Лодки «долбенки»
Лодки строит комбинат бытовых услуг
Проблема пластмассовой лодки
Постройка моторной лодки с дощатой обшивкой
Испытания дюралевой лодки «МКМ»
Чем красить лодки из легких сплавов?
Моторные лодки в России 60 лет назад


Небольшие прогулочные лодки из полиэтилена

Год: 1970. Номер журнала «Катера и Яхты»: 24
          0


Информация об изображенииПроцесс вакуумного формования из термопластических материалов
Процесс вакуумного формования из термопластических материалов
 
Небольшие прогулочные лодки (длиной до 3,5—4 м), изготовленные из традиционных для судостроения высокопрочных и дорогих материалов, как правило, имеют избыточную прочность, а потому и завышенный вес, нетехнологичны при массовом производстве, сложны по конструкции и в итоге — дороги. Уменьшить сечения деталей и в частности толщину обшивки не удается чаще всего потому, что удовлетворяющие требованиям прочности размеры оказываются меньше — ниже того минимального предела, за которым материал становится неконструктивным, нетехнологичным, недолговечным при эксплуатации изделия, т. е. корпуса лодочки.

Совершенно очевидно, что в указанной области более перспективны относительно малопрочные, но зато и менее дорогие материалы, позволяющие внедрить механизированные процессы изготовления корпусов при максимальном упрощении конструкции. Такими материалами, применение которых способно внести свежую струю в мелкое судостроение, являются термопластики, т. е. пластмассы (нейлон, полиэтилен и др.), обладающие способностью деформироваться под давлением при повышенной темпера туре.

Некоторые из термопластичных синтетических материалов уже освоены промышленностью для выпуска изделий широкого потребления и удовлетворяют всем требованиям: пригодны для массового изготовления сравнительно крупногабаритных изделий, легко свариваются при соединении нагретых кромок, дешевы, ударопрочны, водостойки, обладают низким удельным весом и вполне достаточной прочностью.

Информация об изображенииБайдарка «W14» из термопластика ABS
Байдарка «W14» из термопластика ABS
 
Таков, например, хорошо известный полиэтилен, впервые синтезированный лет тридцать назад и с тех лор получивший исключительно широкое распространение. Полиэтилен плавает в воде; удельный вес его (0,92—0,96) чуть пи не вдвое меньше, чем стеклопластика. Ударная вязкость ниже, чем у того же стеклопластика, раза в полтора, а предел прочности при растяжении — раз в 10, но для самых малых судов, испытывающих лишь незначительные внешние усилия и имеющих заведомо слишком толстый и прочный корпус, это не очень существенно. Зато очень важно, что этот термопластический материал, размягчающийся уже при температуре около 120° легко сваривается, режется и перерабатывается в изделия чуть ли не всеми известными методами — вакуумным прессованием, экструзией (выдавливанием), литьем, горячим напылением и т. п.

Рассмотрим принципиальный, типичный при использовании термопластов технологический процесс вакуумного прессования — изготовления крупногабаритных деталей любой сложной формы.


  • 1. Заготовку — лист термопластика зажимают кромками в раме формовочной установки. Над листом устанавливают нагревательный щит, составленный из нескольких сот отдельно регулируемых нагревательных ячеек. Такая система позволяет разогревать заготовку не всю равномерно, а выборочно, т. е. больше там, где форма сложнее и требуется большая вытяжка материала. Включается нагрев, степень которого тщательно контролируется.
  • 2. Снизу подают сжатый воздух. Так как заготовка уже размягчилась от нагревания, она легко выгибается вверх.
  • 3. В образовавшуюся полость поднимается пуансон, определяющий форму будущего изделия. Кромки пуансона герметично соединяются с рамой, перекрывая доступ воздуха снизу.
  • 4. Из пространства между пуансоном и заготовкой откачивают воздух. Под действием атмосферного, а иногда и избыточного давления термопластик плотно обжимает пуансон и по мере охлаждения (нагрев снимается) затвердевает.

Полный цикл изготовления детали удается проводить за 4—5 минут; таким образом одна установка может выпускать 12—14 готовых оболочек в час при полном исключении ручного труда. Добавим, что изделия из термопластика не нуждаются б окраске; детали и целые узлы легко соединяются сваркой с нагревом горячим воздухом.

Информация об изображенииМотолодка из полиэтилена
Мотолодка из полиэтилена
 
Из термопластиков уже выпускаются малые суда самого различного ht-.значения и вида — мотолодки традиционного типа, гребные и парусные прогулочные лодки, корпуса маленьких катамаранов, челны-каноэ, плавающие пляжные «лежаки», «доски» со смотровым окном для рассматривания дна и т. д. и т. п.

На Лондонской выставке мелкого судостроения в «Эрлс Корт» в 1968 г. демонстрировались суда нескольких типов, изготовленные из термопластиков. Их было мало, а отношение к ним посетителей несколько напоминало то, что имело когда-то место в отношении стеклопластиков, однако можно утверждать, что новыми материалами уже заинтересовались многие зарубежные фирмы.


В Англии для изготовления корпусов чаще других используется термопластик ABS (акрилонитрил — бутадиен — стирол). Из этого материала уже в течение нескольких лет рассмотренным методом вакуумного формования изготовляются лодки нескольких типов под общим названием «Дюрафлот». Они имеют типичную для лодок рассматриваемого класса трехслойную конструкцию; наружный и внутренний корпуса сварены в районе планширя, объем между ними заполнен вспененным на месте пенополиуретаном, что обеспечивает непотопляемость.

Длина наибольшей лодки семейства «Дюрафлот» — типа «Санспот Сейлер» — 4,2 м. Эта лодка, спроектированная Колином Мьюди, может ходить под мотором, веслами и парусами; выпускается она фирмой «Клирекс Продакт». Толщина внешней обшивки — 2,5 мм, внутренней — 2,3 мм, а общая толщина конструкции изменяется от 25 до 75 мм.

Средняя по своим размерам «Дюрафлот-10» длиной 3,1 м весит всего 36 кг и также является универсальной прогулочной лодкой, эксплуатируемой под парусами, веслами и мотором. Самая маленькая лодка — тузик «Дюрафлот Динги» имеет длину 2,28 м.

Информация об изображенииФранцузская лодка «Спортиак-1»
Французская лодка «Спортиак-1»
 
Конструктор, обосновывая выбор материала, отмечал простоту технологического процесса при его использовании, высокое сопротивление истиранию, богатую цветовую шкалу. Производство развернуто довольно широко; за один 1968 г. было экспортировано в страны Европы около 2000 таких лодочек.

Из того же материала ABS изготовляется имеющая еще большие размеры байдарка-одиночка «W14», напоминающая каяки эскимосов, Она выпускается компанией «Роквордин каноинг». Длина байдарки 4,28 м при ширине 0,64 м. Вес 18,2 кг.

Нижняя секция корпусе, также собираемого из двух частей — нижней и верхней (палубы) для повышения жесткости сделана гофрированной. Обводы несколько отличаются от стандартных: чтобы упростить формование оконечностей, обычно очень острые ватерлинии у штевней приполнены. Авторы проекта считают это изменение даже полезным при ходе на волнении. Байдарка заслужила хорошие отзывы и применяется для водного слалома и туризма как новичками, так и опытными спортсменами.


Аналогичным образом формуются и корпуса из жесткого полиэтилена. Многие ленинградцы, например, имели возможность познакомиться с несколькими лодками из жесткого полиэтилена на выставках «Химия Великобритании» (фирма «Ай-Си-Ай») и на «Инрыбпром-68».

Приводим фото небольшой мотолодки, выпускавшейся еще лет восемь назад норвежской фирмой «Бакелитфабрикен AS» (Осло) из полиэтилена «алкатин» фирмы «Ай-Си-Ай». Как видим, классические формы корпуса воспроизведены здесь полностью, хотя, очевидно, с точки зрения производства выгоднее было несколько модернизировать их.

Французы на выставке «Инрыбпром-68» показали две модели очень популярных в Европе лодок типа «Спортиак», о которых уже упоминалось в предыдущей статье. Добавим, что только лодочек типа «Спортиак-1» выпущено около 50000.

Отметим, что формование полиэтилена несколько сложнее, чем ABS, так как необходима большая температура прогрева. На практике это приводит к тому, что заготовку нагревают с обеих сторон. Существенный недостаток жесткого полиэтилена — хрупкость при отрицательной температуре (в чем один из зарубежных комментаторов убедился, катаясь на полиэтиленовой лодке с гор зимой) в данном случае особого значения не имеет.


Понравилась ли вам эта статья?
+5

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Интервью Эрика Табарли журналу «Bateaux»
По следам аварий яхт «Резвый» и «Стриж»
Семинар ЯХТНИО по обмену опытом в парусном судостроении
Подготовлена к выпуску новая лодка «Казанка-2»
Яхта мини-крейсер «Самурай»
Крейсерско-гоночные яхты в советской классификации
Международный класс яхт «Дракон»
Интересные события яхтенного мира 1969 года
Новое в организации строительства и проектирования лодок
Японская яхта-швертбот «KL-18» завоевывает популярность
Интересная информация из-за рубежа
Интервью с представителями водномоторников Венгрии и ГДР
По следам аварий яхт «Бурный», «Волга», «Аметист» и других
Новые правила УИМ с января 1970 года
Обзор одноместных маленьких лодок

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Небольшие прогулочные лодки из полиэтилена

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Типаж катеров и лодок для продажи населению
Готовятся к выпуску пластмассовые мотолодки
Крейсерско-гоночные яхты 1969 года
Нескольких типов индейских каноэ
Перспективы малого судостроения (постановление СМ СССР)
Проблема весельной туристской лодки
Заседания Международного Союза парусного спорта 1969 года
На конвейере мотолодка «Ока»
Глиссирующий автобус — теплоход «Заря»
Выпуск микромотолодок крупной серией
Трансатлантическая яхта «Лоунер» X. Хаслера
Мини-яхта «Комар» на Днепре
Требования к глушителям по Правилам УИМ
Новый гоночный катер Рекато Леви
Основные данные катамарана «Торнадо»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 40 + 15 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории