Ежегодно в последнюю неделю января во всемирно известном выставочном центре «Дюссельдорф Мессе» проводится традиционная международная выставка прогулочных судов. Она открывает карусель многочисленных бот-шоу. Начало года — лучшее время для демонстрации новинок, их апробирования на рынке перед будущей навигацией.
Дюссельдорф расположен в одном из самых густонаселенных промышленных районов мира, на пересечении главных торговых путей. Не больше двух часов занимает полет сюда из любого крупного города Европы, еще 9 минут потребуются на путь от трапа самолета до ворот огромного, как Лужники, выставочного комплекса в излучине Рейна. Прибавьте к этому близость целой сети скоростных автобанов, и вы получите идеальное место для деловых встреч.
Выставка "Бот-Дюссельдорф" и по своим масштабам, и по влиянию на всю отрасль "отдыха на воде" прочно занимает одно из первых мест в мире. В 15 огромных павильонах на площади около 1200 тыс.м2 размещается более 25 тысяч экспонатов, представленных более чем 1600 фирмами (причем около 30% из них иностранные). Если в 1969 году первую выставку посетили 33 тысячи человек, то через двадцать семь лет количество посетителей превысило 3/4 миллиона, хотя цена билета, прямо скажем, довольно высока.
В чем секрет успеха? Такой вопрос мы задали Абдул-Рахман Адибу, одному из главных руководителей оргкомитета "Мессе". "Это удачное сочетание времени и места проведения бот-шоу и наших профессиональных действий", — ответил он. За прошедшие 27 лет ее организаторы, действительно, достигли высокого профессионализма. Прежде всего это проявляется в конкретной направленности всех разделов экспозиции. Организаторы абсолютно четко знают, что и кому хотят показать и как это сделать. И никто не чувствует себя чужим на этом празднике. Соблюдены интересы бедного и богатого, молодого и пожилого, одинокого и семейного. Привилегированное положение имеют инвалиды, студенты и особенно школьники: они приходят сюда целыми классами. И приходят не только посмотреть, но и участвовать в соревнованиях на парусных досках (в бассейне, оборудованном мощными вентиляторами) и по судомодельному спорту, знакомиться с азами воднолыжного спорта и техникой управления "Оптимистом".
Подготовка к очередной лодочной выставке ведется в течение всего года как внутри страны, так и за рубежом. Более чем в 70 странах "Мессе Дюссельдорф" имеет свои представительства, которые отыскивают все новых участников, готовят их работу на выставках. Появилось такое представительство и в Москве. Благодаря этому с 1993 года в работе выставки принимают участие судостроители Петербурга, Ярославля, моторостроители Самары, Москвы. Круг наших специалистов, приезжающих сюда, постепенно расширяется, так как без участия в таких выставках сейчас невозможно выпускать конкурентоспособную продукцию.
Коллеги советовали нам не стремиться увидеть все, побывать всюду, участвовать во всем — ничего, кроме головной боли и стертых ног, так не получишь. Кроме того, рекомендовали не спешить делать выводы, а дать впечатлениям "отстояться", о тенденциях какого-либо направления судить во времени, так как в погоне за покупателем многие из фирм к следующей годовой экспозиции успевают сделать лишь "косметические" изменения.
Листая пятисотстраничный каталог, мы заранее остановили свой выбор в первую очередь на прогулочных лодках из алюминия — близких по размерениям отечественным, на различных скоростных аппаратах для развлечения и, конечно, на лодочных двигателях.
Моторные прогулочные и спортивные суда занимают на выставке самую большую площадь, почти на треть превосходящую площадь экспозиции парусных судов. Доля алюминиевых лодок сравнительно невелика, хотя, по свидетельству специалистов, регулярно следящих за рынком прогулочных судов, количество экспонатов этого раздела заметно возросло.
В первую очередь это повышенное внимание к алюминию объясняется тем, что летучий металл считается экологически чистым. Движение "зеленых" на западе все настойчивей требует не только жесткого контроля за производством судов из стеклопластика, но и запрещения их плавания (и стоянки) в закрытых бухтах и заливах, в пресноводных озерах с большой плотностью населения на берегах. Мотивируется это тем, что в процессе эксплуатации стеклопластиковая обшивка неизбежно фильтрует воду, а химически не связанные элементы, среди которых называют фенолы и стиролы, вымываются в воду.
Замена пластика на металл особенно заметна среди продукции фирм, выпускающих небольшие прогулочные суда, причем каждая старается найти свой поворот в традиционной технологии.
Например, шведская фирма "Линдер", начинавшая свою деятельность в 1966 г. с выпуска стеклопластиковых лодок, сейчас полностью отказалась от их производства. "Набухание корпуса, потеря его формы, разрушающий осмос, дорогой ремонт — к сожалению, это реалии стеклопластика" — сообщил представитель фирмы.
В Дюссельдорфе шведы предлагали четыре модели прогулочных лодок и четыре вида каноэ. Их корпуса клепаной конструкции изготавливаются из "морского" алюминиево-магниевого сплава. Наружные поверхности листов подвергаются полировке, поэтому корпуса не требуют окраски — весь срок службы они сохраняют привлекательный опрятный вид. Лодки длиной от 3.10 до 4.40 м имеют традиционные круглоскулые обводы, причем обшивка отштампована с продольными волнистыми гофрами, придающими тонким листам необходимую жесткость. Общую прочность и жесткость корпуса обеспечивают прессованные профили наружного киля и планширей. Шпангоуты из легкого П-образного профиля устанавливаются только на две модели: "Спортсмен-310" (длина — 3.10 м, ширина — 1.60 м; масса — 73 кг) и "Спортсмен-400" (4.40x1.65 м; 105 кг), которые эксплуатируются под моторами мощностью 10-30 л.с. Две другие модели, предназначенные для рыбной ловли: "Фишинг-410" (4.10x1.53 м; 72 кг) и "Фишинг-440" (4.40x1.65 м; 82 кг), вообще не имеют поперечного набора, кроме трех объемных банок. Следует отметить и минимальный объем соединений. Все эти меры не только упрощают изготовление, позволяют снизить вес лодки, но и существенно снижают их стоимость.
Другой скандинавской фирмой, продемонстрировавшей оригинальный подход к концепции металлической лодки, была финская фирма "Силвер Боутс". Она выпускает пятиместные мотолодки "Сильвер Фокс" (4.70x1.95 м; 305 кг; 40-60 л.с.) и шестиместные "Силвер Хок" (5.20x2.07 м; 395 кг; 60-90 л.с.). Это типичные малые морские лодки с килеватостью днища 18°. Их главная особенность в том, что в основной корпус сварной конструкции из алюминиевого сплава вмонтирована стеклопластиковая секция кокпита. Достоинством такого варианта является заманчивое сочетание широких возможностей, которые предоставляет дизайнеру стеклопластик, с высокой надежностью и экологической чистотой алюминиевого сплава. Пластмассовая секция имеет глянцевые наружные поверхности, скрывает от глаз "скелет" металлической лодки и обеспечивает более комфортабельные условия обитания, что особенно важно в условиях севера.
Кстати, в поперечном сечении обшивка борта, планширь и легкая вертикальная зашивка из металлического листа соединены в жесткий треугольник, образуя призму. Внутреннее пространство ее заполняется пенополиуретаном, придающим всему узлу еще большую жесткость. Такая конструкция уже давно успешно используется другой финской фирмой — "Фискарс", которая демонстрирует на выставках свои по-прежнему популярные "Бастеры".
Однако преимущества, полученные благодаря сочетанию достоинств алюминия и стеклопластика, пришлось "оплатить" повышенной массой корпуса. Например, модель "Силвер Фокс", имеющая практически те же размерения, что и популярный у нас "Прогресс", весит на 80 кг больше; для эффективной эксплуатации такой лодки с экипажем в пять человек требуется мотор мощностью 60 л.с. Заметим, что и стоимость этой модели (12050 DM) выше средней.
Впервые в Дюссельдорфе представила свои алюминиевые лодки американская фирма "Трэккер Боутс". Она еще не завоевала широкой известности у себя на родине и при охватывающем американский рынок судов застое пытается завоевать популярность за океаном. Фирма выпускает 12 моделей лодок длиной от 3.6 до 6.10 м, предназначенных в основном для рыбной ловли.
Их клепаные корпуса имеют традиционные остроскулые обводы с умеренной килеватостью днища. Необычностью конструкции можно назвать только узкие продольные, почти на всю длину кокпита, банки-рундуки. Ими в основном и обеспечивается продольная жесткость корпуса. Таким образом и здесь мы видим стремление конструкторов уйти от традиционного набора, переложить его роль на любые функциональные элементы и этим сократить число деталей и трудоемкость сборки корпуса. Другой особенностью является ступенчатый силовой настил кокпита, покрытый "морским" ковром. Кокпит свободен от поперечных банок, мешающих при рыбной ловле. Вместо них устанавливаются мягкие вращающиеся кресла (ну, это уже от американской широты!).
Характерная модель "Магна-17 Фиш" при размерениях 5.20x2.11x0.52 м имеет вес 420 и грузоподъемность 760 кг. Предусмотрена установка на нее двух подвесных моторов: основного мощностью 120 л.с. и вспомогательного электрического в носу — для бесшумного передвижения при ловле. Стоимость лодки с 60-сильным подвесником и электромотором — 29500 DM.
Среди выставленных моделей фирмы "Трэккер" нельзя не обратить внимание на сугубо спартанскую лодочку "Топпер" (4.27x1.36x0.37 м; 68 кг; до 20 л.с.), представляющую простейший джонбот.
Как обычно, представительна часть выставки, посвященная всевозможным скоростным аппаратам для спорта и развлечения. В первую очередь это относится к гидроциклам. Стремительно расширяется диапазон их использования: это и скоростные разъездные средства на борту крупных моторных яхт, и чисто спортивные снаряды для различных международных соревнований, которые проводятся по утвержденным правилам. Эти аппараты, заметим, постепенно завоевывают признание и у российских любителей. Кроме отечественных гидроциклов из Москвы, Петербурга, Комсомольска-на-Амуре, все чаще на воде можно видеть зарубежные модели. Несмотря на то, что это дорогие игрушки, парк их расширяется и уже появилось желание померяться силами в рамках соревнований по правилам УИМ. Такая первая встреча состоялась в конце июня в Лосеве под Петербургом по программе фестиваля "Вуокса-96".
проводятся по утвержденным правилам. Эти аппараты, заметим, постепенно завоевывают признание и у российских любителей. Кроме отечественных гидроциклов из Москвы, Петербурга, Комсо-мольска-на-Амуре, все чаще на воде можно видеть зарубежные модели. Несмотря на то, что это дорогие игрушки, парк их расширяется и уже появилось желание померяться силами в рамках соревнований по правилам УИМ. Такая первая встреча состоялась в конце июня в Лосеве под Петербургом по программе фестиваля "Вуокса-96".
Рост популярности гидроциклов сопровождается бурным расширением производства сопутствующих изделий: неопреновых костюмов, перчаток, специальной обуви, дорожных и пляжных трейлеров для перевозки аппаратов. Выпускаются различные водные лыжи и доски специально для буксировки за гидроциклом, модифицированное оборудование для самих снарядов — водозаборники, роторы, сопла, форсированные двигатели и т.д. Все это было представлено на выставке в широком ассортименте, так же как и различные школы для обучения начинающих, фирмы по прокату гидроциклов и организации на них туризма. Здесь же на выставке желающие могли выбрать подходящий маршрут для отпуска — летнего отдыха на гидроциклах, заключить контракт с туристической фирмой. В этой области лидировали японские фирмы "Ямаха" и "Кавасаки", американская "Поларис" и канадская "Бомбардье", известная по производству мотонарт.
"Ямаха" демонстрировала в Дюссельдорфе модели гидроциклов заметно модифицированной конструкции — с улучшенным дизайном, двигателями повышенной надежности с раздельной подачей масла в топливную смесь, автоматически дозируемой в зависимости от частоты вращения.
Среди аппаратов, предлагаемых фирмой "Ямаха", комплекс "моторная лодка — гидроцикл". Это своеобразная плавучая база. В лодке с удобствами размещаются шесть человек, отправляющихся на отдых в удаленные от населенных мест заливы, грузится все необходимое для купания и пикника. В специальный вырез в корме лодки вводится гидроцикл, который фиксируется замками; теперь этот "толкаемый состав" может отправляться к месту отдыха. Лодка размерами 4.37x2.22x0.83 м и весом 298 кг имеет мягкие сиденья, холодильник, якорное устройство и вспомогательный подвесной мотор мощностью 3 л.с. Создав такой необычный комплекс, фирма тонко уловила один психологический нюанс: зрительские восторги еще более усиливают наслаждение от умелого владения скоростным и весьма дорогим снарядом.
Фирма "Кавасаки" представила на выставке 11 моделей гидроциклов. Характерен рост мощностного ряда аппаратов: от 55 до 120 л.с. Это резко увеличивает не только скоростные возможности (у модели "JET SKI 1100 ZXI" — свыше 100 км/ч), но и опасность управления таким снарядом. Модели этого сезона имеют прогрессивные системы поддува воздуха под днище для более энергичного старта (KAIS) и автоматического управления углом наклона сопла (KATS), комплекс носовых брызгоотбойников (KSD) для защиты водителя от брызг.
Французская фирма "Зодиак", всемирно известная по надувным лодкам, выпустила гидроцикл с надувными бортами "Про-Джет". "Острые ощущения в полной безопасности", — так сформулировали конструкторы концепцию этого аппарата. При размерениях 4.2x1.85x1.05 м и весе 250 кг с шестью человеками на борту лодка с 50-сильным двигателем и водометным движителем развивает скорость до 60 км/ч.
Отдельного разговора заслуживают моторные новинки. Скажем лишь, что главные производители этой техники — концерны "Меркюри" и "ОМС", кроме "сезонных" новинок, демонстрируют и принципиальные достижения. Например, "ОМС" выпустила двигатели нового поколения с непосредственным впрыском топлива с помощью импульсного соленоидного насоса высокого давления. Его применение снижает расход топлива на 30-35%, а степень вредных выбросов — в пять раз! Система прямого впрыска топлива сейчас отрабатывается только на моделях мощностью 150 л.с. А к 2000 году весь мощностной ряд от 10 до 225 л.с. будет иметь эту систему.
Концерн "Меркюри" эту революционную новинку, которая уже была испытана в классе "Формулы-1", впервые продемонстрировал еще в декабре 1995 года на Бот-шоу в Париже, а потом уже в Дюссельдорфе. Система прямого впрыска топлива под давлением в каждый из цилиндров, получившая название DFI, установлена на 200-сильной модели "Mercury 200-DFI" с шестицилиндровым V-образным двигателем объемом 3000 см3. Особенно эффективна эта система на режимах малых и средних оборотов. Новая модель поступит в продажу с середины 1996 года, а в следующем году появится в Европе. Эффективно осваивают эти самые мощные моторостроительные концерны и рынок малых прогулочных судов из легкого сплава: в комплекте с подвесными моторами продаются фирменные лодки с трейлерами.
Вернемся к мотолодкам. Если говорить о серийной продукции, рассчитанной на массового потребителя, то можно заметить, что в этой группе лодок больших конструкторских откровений нет, так же как нет и революционных идей в дизайне. Все достаточно традиционно. Четко прослеживается общепринятый на западе подход: проектируют, широко используя каталоги специализированных фирм, во множестве типоразмеров поставляющих все необходимые узлы и детали лодочного оборудования, дельные вещи, ДУ, лобовые стекла, сиденья и т.д. и т.п. Появились и каталоги типовых узлов корпусных конструкций. Выбор практически неограничен.
Конструкторы все чаще отказываются от идеи создания универсальных лодок. "Компромисс — это значит все и ничего", — считают многие дизайнеры. Даже в семьях среднего достатка уже не редкость несколько специализированных лодок разного назначения, как и несколько автомобилей.
Существует, однако, и "элитное проектирование", когда судно создается под конкретного заказчика; такие суда по индивидуальным проектам очень дороги. В основном это большие яхты экстракласса, роскошные катера. Уже есть многие фирмы, придерживающиеся такого направления. Например, дизайнеры американской фирмы "Сансикер" намеренно уходят от традиционных решений в своих проектах. Пребывание на борту судна, построенного ими по индивидуальному заказу, действительно, ошеломляет. Вам могут продемонстрировать гидростабилизированный кухонный блок или роскошную спальню с двумя ванными комнатами...
Все это сверкающее разнообразие объединяет одно — высочайшее качество. Западного покупателя можно привлечь только этим, за более высокое качество он согласен платить больше. Однако если у конкурента товар не хуже, то решающую роль может сыграть разница в цене даже в 20-30 марок.
Особенно доверяет покупатель так называемому "тестовому товару", т.е. судам и моторам, прошедшим испытания под эгидой того или иного специализированного журнала. На выставке фирмы намеренно выделяют такие суда (или оборудование) большими наклейками с названиями журналов.
К слову, чтобы завлечь посетителя на свой стенд, фирмы идут на любые ухищрения. Это и бесплатные видеокассеты с демонстрацией возможностей их техники, и любые напитки, и разнообразные сувениры — от "фирменной" капитанской кепки до набора судовой посуды. Небольшое суденышко можно самому испытать тут же в бассейне, пройтись, например, на лодке под электромотором. Ну и конечно, на стенде каждый может получить исчерпывающую справку, любую рекламную продукцию
Большинство фирм продает товар прямо с выставки, причем цены в последние дни работы бот-шоу резко снижаются!
Все цены включают 15%-ный налог, который при вывозе товара за пределы ФРГ может быть покупателю возвращен.
Все ведущие немецкие лодочные журналы к открытию выставки выпускают тематические номера, в которых представляют новинки. Кстати, редакции имеют на выставке собственные стенды, где можно купить ближайшие номера, оформить подписку, получить любую консультацию, представить свой материал, высказать мнение об издании. Такие встречи с читателями проводят журналы "Бот", "Яхт", "Штандер", "Зегель", "Скиппер", ведущее морское издательство "Делиус Классинг Ферлаг". Одновременно редакции заключают договоры с фирмами на испытание их техники в будущем.
На выставке выходит ежедневная газета, свое телевидение освещает главные события дня. За всем этим можно наблюдать из пресс-клуба, работники пресс-службы предоставят аккредитованному журналисту любые профессиональные услуги, передадут сообщение в любой уголок мира.
В отдельных павильонах развернуты экспозиции, посвященные рыболовному спорту, подводному плаванию, водным лыжам, навигационному оборудованию и всевозможным принадлежностям для занятий водными видами спорта. Свой павильон имеют многочисленные туристические и чартерные фирмы. Тысячи посетителей заранее могут запланировать свой летний отдых с путешествиями на воде, предприниматели — установить полезный деловой контакт с представителями туристического бизнеса.
Кстати, те же туристические фирмы активно участвуют в организации посещения выставки. Заранее в 10 городах Германии собираются группы любителей для автобусных поездок в Дюссельдорф.
И еще одна особенность дюссельдорфской выставки — это в прямом смысле слова шоу: программа каждого дня насыщена выступлениями знаменитых спортсменов, путешественников, докладами бизнесменов и конструкторов, многочисленными соревнованиями и консультациями, лотереями и показательными выступлениями на воде. Каждый год проводится грандиозная акция "Страна-партнер". Страна, имеющая большой потенциал для туризма, делового предпринимательства в области прогулочного флота, но еще малознакомая "водному миру", представляет на выставке свои возможности в этих отраслях. Хочется верить, что в этом ряду появится и Россия.