Шведская фирма "Рока" рекламирует новое высокоэффективное средство повышения скорости и экономических показателей быстроходных катеров с обводами "глубокое V".
Это "спидрейлс" — профилированные угловые наделки, устанавливаемые по краю рабочей грани продольного редана. Наделки ставятся лишь на кормовой половине длины корпуса — там, где реданы пересекают ходовую ватерлинию и, отражая поток брызг вниз, существенно уменьшают смоченную поверхность и сопротивление трения. Кроме того, благодаря резкому подтормаживанию потока у вертикальной стенки "спидрейлса" возрастает образующаяся на редане составляющая подъемной силы.
Ссылаясь на испытания, проведенные сотрудниками шведского журнала "Batnitt", фирма приводит такие цифры: применение новинки ("Roca Speed Rails" — патент Окке Маннерфельдта) может обеспечить повышение максимальной скорости на 15% и снижение расхода топлива на крейсерской скорости до 30%. Наделки "спидрейлс" опробованы шведскими водномоторниками, выступающими в гонках открытого моря.
Установлены эти наделки и на спроектированном тем же Маннерфельдтом (Швеция, Дьюрсхольм) "фантастическом катере "В-28", явно предназначенном для любителей острых ощущений. Вид у него действительно необычный: скругленные линии, зализанные формы, два человека (так и хочется назвать их гонщиками) по-самолетному сидят один за другим в своих кокпитах. При длине корпуса 8.85 м и ширине по КВЛ 1.8 м ширина габаритная в корме 3.09 м: здесь палуба уширяется и наряду с развалом бортов образует своеобразные "крылья".
Но главное, конечно, это то, что ниже скулы. На корпусе с обычными для современных скоростных катеров килеватостью и продольными реданами (по четыре на борт) отформованы и два поперечных редана. Обводы и соотношения размерений, а также форма, высоты и расположение реданов и "спидрейлсов" отработаны длительными испытаниями в Тронхеймском опытовом бассейне, а затем и на натурном катере длиной 6.5 м, который с 200-сильным мотором "Меркюри" легко развил 74 узла.
"В-28" с 310-сильным "Эвинрудом" при весе с мотором 1.44 т идет со скоростью 73 уз, а в принципе рассчитан на мощность до 700 л.с. и скорость 100 уз. В рекламе утверждается, что скорость его на 20% выше, чем "традиционных" катеров с обводами "глубокое V". Катер построен на верфи Bedbyggerne, Ronnang.