Основные данные мотолодки "Казанка-5М4"
Длина габаритная, м | 4.6 |
Ширина габаритная, м | 1.65 |
Высота борта на миделе, м | 0.78 |
Полезная грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел | 5 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. | 60 |
Вес с оборудованием и снабжением, кг | 190 |
Выбору этой модели предшествовал долгий конструкторский поиск и основательные ресурсные испытания. Не будет ошибкой сказать, что работа по ее созданию началась лет двадцать назад, когда казанские авиастроители решили заменить самую массовую, но далеко не безопасную при эксплуатации под более мощным, чем 10-сильная ‘‘Москва", мотором "Казанку" на новую комфортабельную и надежную "дюральку".
Наследница "торпедных" обводов
В то время — в начале семидесятых — с заводского конвейера уже сходили крупные (длина корпуса 5 м) мотолодки "Казанка-2М", рассчитанные на мотор мощностью до 50 л. с. и вмещавшие экипаж из шести человек. Это было гораздо более мореходное судно, пригодное для прогулочно-туристских плаваний по крупным рекам и в прибрежных зонах больших озер и водохранилищ при волнении до 3 баллов (высота волны 0.75—1.25 м). У бывалых водномоторников остались хорошие воспоминания об этой лодке. Остроскулые обводы с "закрученным" днищем (50° — на шп. 1; 17° — на мидель-шпангоуте и 7° — на транце) обеспечивали ей неплохие ходовые качества даже с одной "тридцаткой".
Новая четырехместная "Казанка-5", выпуск которой был начат чуть позже, в принципе имела те же "фирменные" глиссирующие изогнуто-килеватые торпедные обводы, несколько напоминающие обводы довоенных "туполевских" торпедных катеров: S-образную скулу в носовой части, большую килеватость днища на миделе (22°) при сравнительно плоском днище в корме (5° на транце). Главным отличием был притупленный в плане обвод палубы в носу.
Эта "Казанка" имела несколько меньшие размерения (длина корпуса 4.5 м) и проектировалась с расчетом на повышенную мореходность и комфортабельность при использовании одного мотора мощностью до 30 л.с. Мотолодка имела хорошие ходовые качества и малый дифферент при плавании с полной нагрузкой в тихую погоду. Однако при ходе на волнении лодка, врезаясь в волну, поднимала тучу брызг, а малый ходовой дифферент обуславливал увеличенную смоченную длину корпуса и в результате повышенное сопротивление трения.
С конца 1977 г. практически тот же корпус был существенно подкреплен, а "выносной транец" — подмоторный кронштейн — заменен новым, рассчитанным на установку двух моторов суммарной мощностью до 55 л.с. Это позволило повысить скорость новой модели "Казанки-5М" с полной нагрузкой с 42 до 52 км/ч.
Однако с переходом на двухмоторный вариант минусы установки моторов на кронштейне за транцем стали существеннее, чем плюсы. Еще более ухудшились и условия обслуживания моторов на плаву, и центровка лодки. Поэтому на следующей модели — "Казанка-5М2" —вместо кронштейна был предусмотрен традиционный подмоторный рецесс.
Эта модель была запущена в серийное производство в 1978 г. и с небольшими изменениями в планировке кокпита, конструкции ветрового стекла и т.д. выпускалась под названием "Казанка-5М3" много лет — до конца восьмидесятых.
Избавление от устаревших обводов
Все эти годы коллеги критиковали конструкторов предприятия за излишнюю приверженность фирменным "закрученным" обводам, которые уже неслучайно считаются устаревшими. Этим, в частности, объяснялся такой присущий "Казанкам" недостаток, как повышенный расход топлива при ходе на волнении. Такое мнение неоднократно высказывалось, например, при обсуждении результатов выступлений на "Казанках" во время традиционных гонок на призы журнала "Катера и Яхты".
Это было учтено "горбуновцами". И летом 1989 г. они привезли в Елгаву — на очередную встречу водномоторников принципиально новую лодку "-5М4", на которой команда завода успешно выступила на соревнованиях, показав высокий результат (64.6 км/ч в 100-километровой маршрутной гонке) и завоевав главный приз — "Золотой винт".
Внешне это была традиционная "Казанка-5М3": тот же знакомый дизайн, прежняя планировка кокпита. Однако корпус имел принципиально иные — выпукло-килеватые обводы днища с несколько большим углом килеватости на транце (8.5°). S-образность скулы заменила ее "низкая" линия с плавным подъемом в носу. На днище были сохранены продольные реданы, эффективность которых на более килеватом корпусе возросла. Это сразу же сказалось на ходовых качествах лодки: если под одним 30-сильным "Вихрем" скорость раньше не превышала 34 км/ч, то теперь она достигала 40 км/ч.
С целью более экономичного расходования топлива создатели лодки рекомендуют при длительных переходах устанавливать на "-5М4" один мотор мощностью 30 л.с. В этом случае при полном водоизмещении скорость составляет не менее 36 км/ч.
Разрешается устанавливать на новую "Казанку" и два подвесных мотора суммарной мощностью до 60 л.с. На сегодня это самая крупная мотолодка промышленного производства.
Подробности о последней новинке
Напомним, что "Казанка-5М4" имеет клепаный корпус из легкого сплава. Ее можно эксплуатировать как в пресной, так и в морской воде в районах с умеренным и холодным климатом при температуре воздуха от — 5°С до +50°С и высоте волны не более 0.75 м. Корпус мотолодки подкрепляется поперечным набором, состоящим из девяти шпангоутов; жесткость обшивке придают также выштампованные на днище продольные реданы, рифты по бортам, скуловые стрингера и киль. Соединение бортовых и днищевых листов обшивки производится при помощи специальных скоб, которые одновременно служат и брызгоотбойниками. Лодка имеет запапубленную носовую оконечность; здесь оборудован вместительный багажник. В просторном кокпите можно с комфортом переночевать под тентом; имеется и кормовой багажник со сливным клапаном.
Лодка оборудуется ветровым стеклом, двумя мягкими складными креслами и кормовым диваном, складным тентом, фанерными пайолами и распашными веслами, сигнальной мачтой (с белым огнем), бортовыми отличительными огнями, ремонтной аптечкой, спасательным линем, пожарным полотном и черпаком. Рулевое и дистанционное управление газом-реверсом позволяет подключать к нему моторы типа "Вихрь" или "Нептун-23".
Готовый корпус покрывается грунтом типа ГФ-032, ВЛ-02 и красится водостойкими эмалями типа ХВ-16, ПВХ. Завод дает двухлетнюю гарантию на мотолодку и лакокрасочное покрытие.
В 1993 г. завод выпустил 2400 "Казанок-5М4".
Производство лодок сейчас переведено на основное предприятие, где оборудованы сборочный и покрасочный конвейеры. Лодка сертифицирована. К сожалению, из-за тяжелого финансового положения выпуск "Казанок" начал падать. И вот уже с весны прошлого года с конвейера не сошло ни одной лодки.
При гарантированной предоплате заказа (даже материалами!) "горбуновцы" готовы возобновить выпуск своих популярных "Казанок".