Высокие скоростные качества при вполне достаточной для 4-метровой лодки мореходности и комфортабельности обеспечили популярность "Оби" не только среди судоводителей-любителей, но и у инспекторов ГИМС и рыбнадзора, спортсменов-водномоторников. Свыше пятнадцати раз "Обь" входила в число победителей соревнований на приз"КиЯ", причем лодки этой модели неизменно составляли основную часть судов, участвующих в гонках. Доброй славе "Оби" способствовали ее высокая надежность и прочность, продемонстрированные в таких тяжелых походах, как Норильск — Владивосток (1971 г.), Новосибирск — Иркутск (1973 г.), марафон Астрахань — Москва (1969 г.).
Конструкторский коллектив ОКБ использовал накопленный опыт и с учетом отзывов и замечаний владельцев "Оби" в конце 1975 г. разработал более комфортабельную модель "Обь-2" ("КиЯ" №67); она при несколько увеличенных размерениях имела специальные кормовые отсеки для бензобаков, вместительный носовой багажник, раскладные сиденья; дно подмоторного рецесса было сделано съемным, что позволило укладывать и закрывать в лодке снятый с транца мотор со штатным бачком.
С 1985 г. ОКБ завода приступило к созданию следующего варианта — ("КиЯ" №120). Эта модель, выпускаемая и в настоящее время, имеет отработанные ЦНИИ им. Крылова тримаранные обводы, обеспечивающие дальнейшее повышение мореходных качеств.
В кокпите 4.3-метровой мотолодки установлены четыре удобных мягких кресла, легко раскладывающихся в спальные места. Для удобства управления установлено однорычажное ДУ газом и реверсом("КиЯ" №129). Размеры ветрового стекла увеличены, по его краю сделана трубчатая окантовка, переходящая в удобные поручни по бортам.
С 1989 г. завод "Алмаз" выпускает гребно-моторную дюралюминиевую лодку "Сибирячка" ("КиЯ" №151). Эта легкая и открытая 4.3-метровая 3-местная лодка используется в основном с 8-сильным "Ветерком". Вес всего 83 кг; она удобна в эксплуатации, благодаря чему довольна популярна среди рыбаков и охотников в Сибири.
Упомянем и самую маленькую, но и самую массовую из разборных охотничьих лодок-челноков ("КиЯ" №155) — складную одноместную 2-метровую дюралевую СД 60-00М. Эта лодочка весом 23 кг выпускается заводом с 1971 г. Прототипом ее послужила долбленая деревянная народная лодка — обласок.
— Как обстоят дела на "Алмазе" с производством лодок в очень непростое настоящее время?
По заданию "КиЯ" задаю этот вопрос главному инженеру завода Михаилу Кузьмичу Кузьмину.
Ответ: Наш завод "Алмаз" образован в 1990г. и входит в состав Новосибирского государственного объединения (НАПО). Производственные мощности предприятия позволяют выпускать ежегодно до 2000 лодок каждой из трех ранее освоенных моделей, но в настоящее время они загружены не полностью. Тем не менее, можно сказать,что самые тяжелые времена прошли, начинается некоторое оживление спроса. Так, в настоящее время мы изготовляем порядка 500 лодок "Обь-3", которая по всем требованиям безопасности плавания полностью соответствует международным стандартам. Мотолодка модернизирована: увеличена высота борта на 100 мм. Что касается "Сибирячки", то спрос на нее 300-350 лодок в год. По этой модели серьезных модификаций не производилось.
Наиболее устойчивый спрос на охотничью одноместную лодку: ее мы изготавливаем в количестве 1000 штук в год.
— Каковы перспективы создания новых мотолодок? Над чем работают ваши конструктора?
Ответ: Коллектив нашего ОКБ разработал проект перспективной многоцелевой 7-метровой мотолодки "Обь-4" под подвесной мотор 45-130 л.с. Есть варианты с различными конструкциями палубы и рубки.
Основные данные мотолодки "Обь-4"
Длина наибольшая (габарит), м | 7.24 |
Ширина наибольшая (габарит), м | 2.0 |
Высота габаритная без стекла, м | 1.4 |
Высота борта на миделе, м | 0.8 |
Вес оборудованного корпуса, т | 0.47 |
Грузоподъемность, т | 1.20 |
— Представьте, пожалуйста, опытный образец основного варианта "Оби-4" подробнее.
Ответ: Это действительно многоцелевая мотолодка. Она может использоваться как хозяйственно-промысловая, прогулочная (крейсер на выходные дни), туристская лодка или как такси. По замыслу разработчиков, "Обь-4" станет массовым и универсальным траспортным средством — своеобразным "водным автомобилем". На наш взгляд, именно такая лодка, более вместительная и мореходная, чем старые "дюральки", просто необходима для жителей центра и особенно — северных районов Сибири — огромной территории, изобилующей реками и озерами. Обводы глиссирующего относительно узкого корпуса — довольно просты и технологичны, ширина на большей части длины корпуса не изменяется. Киле-ватость днища незначительна. На транцевую доску можно навесить один или два подвесных мотора общей мощностью до 130 л.с. Расчетная крейсерская скорость — 50 км/ч. Встроенный топливный бак (у транца) имеет емкость 120 л, что позволяет пройти без заправки 400 км. Мореходные качества "Оби-4" можно характеризовать такими цифрами: разрешена эксплуатация лодки на любых водоемах, включая прибрежные воды морей, при волнении 3 балла, т.е. при высоте волны до 1.5 м. Нормальная пассажировместимость лодки — 10 человек, в туристском варианте — 12.
— Что можно сказать о компоновке "Оби-4", ведь, по существу, это настоящий катер.
Ответ: Да, мы старались при скромных размерениях обеспечить большую вместимость, разместить и надстройку для защиты от непогоды, и открытые объемы кокпитов для работы. В самом носу лодки — герметичный багажник полезным объемом 0.6 куб.м. За ним — открытый грузовой или рабочий кокпит длиной 2.5 м. Здесь можно поставить четыре съемных двухместных сиденья. Отсюда через дверь в лобовой стенке рубки можно пройти в пассажирское 4-местное помещение — закрытую каюту с убирающимся столиком и двумя койками. Каюта проходная. Через кормовую дверь можно попасть в кормовой кокпит. Здесь сразу за рубкой и выше нее по левому борту оборудовано защищенное наклонным ветровым стеклом место водителя. И носовой и кормовой кокпит закрываются тентами. Учитывая суровые климатические условия основного района эксплуатации "Оби-4", конструкторы предусмотрели и соответствующую теплоизоляцию , и возможность установки отопительной системы. Для дальних автономных плаваний лодка может быть дооборудована комплексом для приготовления горячей пищи и переносным.
— Когда же "Обь-4" пойдете серию?
Ответ: Опытный образец "Оби-4" мы уже испытали и показываем на различных бот-шоу, в том числе и в Санкт-Петербурге. Пресса уже окрестила нашу новинку "сибирским богатырем". Действительно , не всякая лодка при собственном весе 0.47 т имеет грузоподъемность 1.2 т! Инженерами завода ведется технологическая подготовка производства лодки. Планируем к середине 1997 г. изготовить установочную партию — первые десять мотолодок "Обь-4". Ориентировочная стоимость лодки — порядка 80 миллионов рублей по ценам на август сего года.
— Остается пожелать коллективу новосибирских "алмазовцев"успеха в освоении новой модели!
А в заключение, чтобы вы хотели передать редакции журнала "КиЯ" в связи с возобновлением выпуска?
Ответ: Мы всегда были в числе его постоянных подписчиков. Команда испытателей-гонщиков завода регулярно принимала участие в водно-моторных соревнованиях на призы журнала. Наши ведущие специалисты принимали участие во всех технических конференциях, организовывавшихся "КиЯ" совместно с секцией мелкого судостроения НТО. Тематика журнала представляла большой интерес для нас — разработчиков и производит лей мотолодок. Надо, что бы так было и в дальнейшем. Хотелось бы увидеть обзорные статьи об иностранных рынках малых судов, репортажи с различных выставок и ярмарок, из ведущих зарубежных центров производства. Для создания отечественной конкурентоспособной продукции были бы очень полезны подробные статьи о существующих в области мелкого судостроения общеевропейских и мировых требованиях (стандартах) на размерения (габариты по типажу), о нормах мореходности и непотопляемости тех же моторных лодок и моторных яхт. От имени нашего коллектива желаю возродившемуся журналу счастливого плавания!