Основные данные мотолодки "Обь-4"
Габаритные размерения, м: | |
длина | 7.2 |
ширина | 2.0 |
высота | 1.4 |
высота борта на миделе, м | 0.82 |
Минимальная высота борта при полном водоизм., м | 0.64 |
Грузоподъемность, кг | 1200 |
Пассажировместимость. чел. | 12 |
Масса лодки с оборудованием, кг | 600 |
Мощность подвесного мотора. кВт/л.с.: | |
рекомендуемая | 73.5/100 |
максимально допустимая | 95.6/130 |
Скорость при рекомендуемой мощности, км/ч | 48-50 |
Разрешен выход при высоте волны, м | 1.2 |
Дальность плавания, км | 400 |
Создатели "Оби-4" но главе с автором проекта Н. П. Кошмелевым преследовали цель — создать надежную многоцелевую лодку, которая может использоваться как хозяйственно-промысловая. почтовая, прогулочно-туристская, патрульная или такси даже в суровых климатических условиях Сибири. Использован опыт, накопленный ОКБ завода за тридцатилетнюю деятельность по изготовлению мотолодок семейства "Обь" (см. "КиЯ" №160). а также пожелания и отзывы их владельцев.
Перед нами оригинальное конструкторское решение — лодку можно использовать под любым двигателем мощностью в диапазоне 90-130 л.с. Могут быть применены одиночные или спаренные ПМ. катерные стационарные двигатели с угловыми колонками, конвертированные автомобильные двигатели с прямыми валами или угловым редуктором. В конструкции предусмотрены выносной подмоторный транец, крепящийся к корпусу четырьмя кронштейнами, и съемная панель приборов управления. Такое решение позволяет учитывать любые рекомендации изготовителей лодочных моторов. В случае установки стационарных двигателей выносным транцем лодка не оснащается.
По решению дирекции завода "Алмаз" лодка принята к изготовлению опытной партией в количестве десяти судов. Изготовление лодки производится только после предварительной оплаты ее стоимости заказчиком (88 000 руб.).
Обводы и конструкция лодки
Удлиненный корпус (L\B = 3.5) имеет остроскулые глиссирующие обводы с углом килеватости днища на миделе 12°. На кормовой части применены обводы катамаранного типа из двух спонсонов постоянного сечения, имеющих килеватость 5-7°. Горизонтальный клиренс между спонсонами — 0.82 м, вертикальный — 0.125 м. Такие обводы улучает аэродинамическое качество на скорости глиссирования и обеспечивают повышенную прочность днища, повышают устойчивость на курсе. Разработчики окрестили обводы "Оби-4" "комби-универсал". По нашему мнению, это — меткое название. Обводы корпуса упрощены, имеют незначительную кривизну и легко разворачиваются на плоскость.
Корпус "0би-4" изготовлен из дюралюминия марки Д1Т; обшивка имеет толщину на днише — 2 мм на бортах и надстройках — 1.5 мм. Клепаные швы выполненные по технологии, разработанной заводом обеспечивают прочность и герметичность конструкции на многие годы. Так автор этих строк приобрел мотолодку "Обь-1" в 1971 г. и за время ежегодной эксплуатации (а это 18 сезонов с мотором "Вихрь-20" и 9 — с "Вихрем-25Э") ни один из швов не разошелся и не потек — лодка и сегодня находится в хорошем состоянии.
Дополнительную прочность и жесткость корпусу "Оби-4" создают вертикальные стенки тоннеля между спонсонами днища, а также выгородки в грузовом кокпите, каюте и штурманской рубке, проходящие по всей длине и высоте бортов; пространство между ними, узкой палубой и наружной обшивкой заполнено жестким пенополиуретаном, который после затвердения также упрочняет корпус, являясь одновременно и блоком плавучести с хорошими звукопоглощающими свойствами.
Таким образом, при создании "Оби-4" конструкторы и технологи завода использовали современные технические решения в областях судо- и самолетостроения. "Обь-4" представляется достаточно прочным и надежным судном.
Корпус "О6и-4" является модулем, на базе которого разработаны две модификации мотолодки: грузо-пассажирская (основной вариант) и пассажирская, отличающаяся от первой только удлиненной каютой, закрывающей грузовой кокпит. Обе модификации мотолодок могут быть изготовлены как в обычном, так и в северном исполнении. "Обь-4" в северном исполнении имеет утепленную обогреваемую каюту. Обогрев предусмотрен от установки в штурманской рубке малогабаритного отопительного устройства от автомобиля "Запорожец".
Устройство и оборудование лодки
"Обь-4" представляет собой быстроходную каютную мотолодку с носовым (передним) расположением грузового кокпита и находящейся в корме штурманской (ходовой) рубкой. Корпус обладает необходимой остойчивостью и хорошо приспособлен для приема пассажиров и грузов с носа лодки и через борт.
В самом носу лодки расположен герметичный багажник объемом 0.5 м3 с доступом в него через форлюк. За ним находится открытый грузовой (или рабочий) кокпит с расположенными по бортам сиденьями (банками-рундуками). Здесь же, у каютной переборки, размещен и запас топлива в двустороннем 200-литровом баке оригинальной конструкции (его нижняя соединительная часть повторяет обводы днища). В непогоду кокпит закрывается легкосъемным тентом. Объем кокпита 2.3 м3.
Грузовой кокпит соединен дверью с пассажирской 4-местной каютой, оборудованной убирающимся столиком и двумя раздвижными койками. Каюта площадью 5.6 м2 проходная. Через дверь можно попасть в кормовой кокпит — штурманскую рубку. В рубке сразу за каютой и выше ее, по правому борту оборудовано место водителя, защищенное ветровым стеклом и двумя высокими бортовыми стенками.
Лодка имеет бортовую электросеть, питаемую от аккумулятора и генератора лодочного мотора напряжением 12 V. Аккумулятор размещен в штурманской рубке — под полом места водителя в отдельной выгородке. Переборкой отделена от него отопительная установка. Там же предусмотрено место для переносного туалета. По желанию заказчика за отдельную плату лодка "Обь-4" дополнительно комплектуется отопительной системой, комплексом для приготовления пищи и переносным туалетом.
Настил пола состоит из легкосъемных жестких и плотных реечных сланей, которые крепятся на винтах к поперечному набору корпуса. Лодка комплектуется двумя распашными веслами и двумя тентами для переднего и заднего кокпитов.
Далее мы продолжим описание устройства пассажирской мотолодки "Обь-4", которая была заказана бизнесменом из Салехарда под лодочный мотор "Mercury" мощностью 100 л.с. и на которой автор участвовал в заводских испытаниях. Заказчик в договоре на поставку лодки указал высоту транца, расстояние от пульта управления до мотора, габариты панели приборов и диаметр штуртросов, что и было выполнено заводом. Лодка была заказана для дальних плаваний в северном исполнении и с окраской всей надстройки в ярко-желтый цвет, хорошо видимый издалека в условиях серого, однообразного ландшафта тундры.
Знакомство с этой "Обью-4" началось с транца. Ступив с причала в задний кокпит, я осмотрелся. Первое, что привлекло внимание, — триплексное лобовое стекло от автомобиля "волга" с дворником для очистки его от дождя и снега. Дело в том, что дождь со снегом — частое явление в низовьях Оби и ее притоках даже в летнее время, а в таких условиях применение на лодках ветрозащитных лобовых стекол из органических материалов неприемлемо. Второе: в подмоторной нише отверстия для проводки систем управления мотором выполнены в ее боковых стенках. Такое решение позволяет расположить штуртросы, топливные шланги и электрокабели непосредственно под полом рубки, что исключает их повреждение и случайное заклинивание: благодаря относительно высокому расположению упомянутых отверстий с резиновыми окантовками вода при быстром заднем ходе или от попутной волны через них в корпус лодки не попадает.
Спустившись вниз и открыв дверь, попадаю в длинную каюту, которая состоит из двух помещений, разделенных переборкой: комфортабельной кают-компании и кубрика в обычном лодочном исполнении.
Кают-компания, отделанная светлым деревом в сочетании с розовым винилисом, оборудована зеркалом на переборке рубки, двумя раскладывающимися диванами и убирающимся столиком между ними.
Кубрик с двумя мягкими койкам и рундуками по бортам имеет в носовой части двухстворчатые двери, раскрывающиеся на всю его ширину к бортам, что позволяет вносить громоздкие грузы и обеспечивает свободный вход и выход пассажиров. Для безопасности посадки и высадки пассажиров в носовой части лодки по бортам установлены два релинга.
Снаружи кабины на узкой палубе ("потопчине") размещены дюралевые непотопляемые весла-багры.
Забегая вперед, отметим, что заказчик, получив эту лодку, выразил свое полное удовлетворение и поблагодарил коллектив завода за отлично сделанную продукцию.
Заводские испытания
В конце мая 1998 г. на водной базе "Алмаза" на Оби были проведены заводские испытания мотолодки "Обь-А", построенной в пассажирском варианте и северном исполнении.
Во время испытаний исследовались остойчивость, непотопляемость и ходовые качества "Оби-4" под ПМ общей мощностью 46 л.с. с загрузкой тремя и семнадцатью пассажирами; замерялась осадка лодки под полной нагрузкой.
Провести длительные и всесторонние испытания "Оби-4" не удалось ввиду отсутствия ПМ рекомендуемой заводом мощности, а также тяжелого финансового положения завода.
Испытания осуществлялись в соответствии с методикой испытаний по ГОСТ 19356-79, ГОСТ 19105-79.
В непотопляемости и аварийной остойчивости "Оби-4" мы смогли убедиться лично — она остается на плаву, поддерживая 12 человек, сидящих на крыше каюты и в залитом кокпите. Лодка не переворачивалась и от дополнительного воздействия массы 110 кг (два человека).
Во время ходовых испытаний на мерном участке в 500 м засекалось время прохождения дистанции в оба конца при установке на транец двух 23-сильных ПМ "Нептун-23". Получены следующие результаты:
- скорость хода с нагрузкой три человека — 28 км/ч (глиссирующий режим);
- скорость хода с нагрузкой 17 человек (1200 кг) — 13.5 км/ч (водоизмещающий режим).
При полной загрузке 1200 кг осадка лодки составила 18 см.
С помощью весел лодка отходит от берега с трудом. Чтобы воспользоваться ими, необходимо откинуть крышку багажного люка, опустить в люк ноги и, упираясь в переборку, начинать грести. По результатам испытания конструкция весел улучшается для повышения их эффективности. В основном веслами действовали, как баграми, выталкивая лодку на глубину.
Лодка хорошо держится на курсе, маневренна, легко входит в поворот и имеет небольшой радиус циркуляции, равный длине судна.
Заключение
В целом "Обь-4" произвела благоприятное впечатление. Лодка обеспечивает полную обитаемость шести человек в дальнем плавании, безопасно и удобна в эксплуатации, может успешно использоваться в неблагоприятных погодных условиях и в водоемах с бурным течением.
Как показали самые первые испытания опытного образца под двумя ПМ "Вихрь-30" общей мощностью 60 л.с. и заводские испытания под "Нептунами-23", лодка может эксплуатироваться и под отечественными лодочными моторами.
"Алмаз" продолжает работу над совершенствованием "Оби-4". Если финансовое положение завода позволит, в следующем году будут проведены всесторонние испытания лодки и рекламный пробег под мощным мотором "Ямаха".