Эти рекомендации в дальнейшем могут быть положены в основу при составлении правил и норм комплектации гоночных и круизных судов, поэтому автор и редакционная коллегия просят всех заинтересовавшихся этой важнейшей проблемой прислать свои замечания и предложения
Система средств обеспечения безопасности
Ветер перемен, подувший в 1985 году в паруса советских, а затем — российских яхт, принес значительные перемены в парусный мир государств бывшего СССР и, в первую очередь, в жизнь владельцев крейсерских яхт. Дальние заграничные плавания, ранее доступные единичным избранным экипажам, стали достоянием каждого, имеющего яхту, необходимые средства и соответствующую квалификацию. В результате российскую яхту стало легче встретить в Средиземном море, чем, скажем, на Черном или Балтийском.
Как только наши яхтсмены оторвались от родных берегов, возникла проблема обеспечения безопасности плавания и человеческой жизни в непривычных еще условиях открытого моря. В "старые добрые времена", когда дальние плавания совершались под недремлющим оком пограничников в пределах территориальных вод и видимости берега, а наличие радиостанции представлялось как вредное и подозрительное излишество, для обеспечения безопасности плавания использовались традиционные средства — компас с пеленгатором для определения места, туманный горн с радиолокационным отражателем, а на случай бедствия — ракеты и фальшфейеры. Соприкосновение с мировой яхтенной цивилизацией показало, что помимо этих крайне необходимых вещей существует еще множество обязательных для каждой яхты радиоэлектронных приборов, обеспечивающих безопасность судовождения, подачу сигналов бедствия через спутник, наведение спасательных судов, самолетов и вертолетов на терпящих бедствие, связь при бедствии и спасательных операциях. И об этих, еще неизвестных и непривычных для многих из нас приборах, пойдет далее речь.
В соответствии с существующей практикой, безопасность яхт, команды и пассажиров обеспечивается с помощью комплекта радиоэлектронных средств (РЭС), выполняющих две основные функции:
- обеспечение безопасности судовождения;
- подачу и прием сигналов бедствия, передачу сигналов для обнаружения и определения координат терпящего бедствие судна и наведения на него спасательных судов и летательных аппаратов, поддержание связи со спасателями.
Состав обязательного для круизных и гоночных яхт комплекта РЭС определяется международными (например, "Специальными правилами ORC"), местными правилами или, при проведении регат — положениями о соревнованиях либо гоночной инструкцией.
Согласно "Специальным правилам ORC", используемым и в России, в состав обязательного комплекта, в зависимости от категории плавания, должны входить РЭС (терминология согласно "Специальным правилам") по табл. 1.
Перечень этот неконкретен и допускает выбор различных приборов, выполняющих общие задачи. Так, для определения места могут быть использованы радиопеленгатор, приемоиндикаторы радионавигационных систем ЛОРАН и ДЕККА, приемники спутниковых систем навигации ГЛОНАСС, HABCTAР, "Транзит". Для приема сводок погоды "Специальные правила ORC" допускают применение как обычного радиовещательного приемника, так и автоматических приемников различных систем навигационного и метеорологического оповещения. Такой подход позволяет по мере развития судовой радиоэлектроники использовать новую аппаратуру, не выходя из рамок правил.
Яхтам, где бы они не находились, приходится пользоваться средствами и структурой организации связи на море, предназначенной для морского судоходства. за исключением специально проводимых гонок и других мероприятий, а также в ряде случаев, когда перечень радиооборудования оговорен специальными правилами. Поэтому для владельцев и капитанов судов важно не то, как составлен перечень, а то, что им нужно на настоящий момент времени. Действительно, зачем приобретать радиопеленгатор, когда в связи с вводом в действие систем спутниковой навигации ГЛОНАСС и НАВСТАР радиомаяки выводятся из эксплуатации. Поэтому, чтобы наполнить эту форму современным содержанием, обратимся к существующим системам связи и обеспечения безопасности.
Состав основных РЭС морских судов определяется общими и специальными правилами, реализующими требования Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (Конвенция СОЛ АС-74) и поправок к ней.
Согласно требованиям главы IV Конвенции СОЛАС-74 (Радиооборудование морских судов), суда валовой вместимостью от 300 до 1600 per. т. должны оснащаться радиотелефонной установкой, включающей радиостанции, способные обеспечивать аварийную радиосвязь на частотах 2182 кГц и 156.8 МГц, а также аварийным радиобуем.переносной радиостанцией, радиотелефонным податчиком сигналов бедствия и приемником аварийной радиотелефонной частоты.
В 1979 г. была принята Международная Конвенция по поиску и спасению на море, в соответствии с положениями которой Мировой океан поделен на зоны ответственности для этих работ. В каждой зоне имеется координирующий центр по поиску и спасению, имеющий оперативную информацию о местоположении судов в своей зоне ответственности.
Международной морской организацией (IMO) были разработаны также требования к Глобальной морской системе связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССББ), вступившие в действие с 1 февраля 1992 г. ГМССББ работает совместно с координирующими центрами и службами поиска и спасения.
В соответствии с принципами системы ГМССББ, все пространство Мирового океана, включая внутренние моря, разделены на районы плавания, которые формируются зонами досягаемости береговых радиостанций и определяются следующим образом:
- Район А1 — в пределах досягаемости береговых УКВ радиостанций (25 миль);
- Район А2 — в пределах досягаемости береговых радиостанций средних (СВ) и промежуточных волн (до 100 миль);
- Район АЗ — в пределах зоны действия морской спутниковой системы связи ИНМАРСАТ (примерно между 75 град, с. ш. и 75 град, ю.ш.);
- Район А4 — за пределами районов А1, А2 и АЗ (полярные области).
Предполагается, что районы А1 и А2 будут в перспективе формироваться взаимоперекрывающимися зонами действия береговых радиостанций УКВ и ПВ диапазонов, обеспечивающих гарантированный прием сигналов бедствия в любой точке района. Однако, в настоящее время сплошное перекрытие указанных районов из-за недостаточно развитой сети наземных радиостанций отсутствует, а в ряде случаев большие участки Мирового океана и прибрежные зоны обслуживаются отдельными радиостанциями например, Черное, Азовское, Белое и пр. моря).
Входящие в состав ГМССББ УКВ радиостанции должны иметь возможность подачи и приема сигналов бедствия в режиме цифрового избирательного вызова (ЦИВ) на 70-м канале и в режиме телефонии на 16-м канале.
Помимо УКВ- и ПВ-радиостанций, в состав ГМССББ входят следующие системы:
- спутниковая система связи ИНМАРСАТ;
- спутниковая система поиска и определения местоположения терпящих бедствие судов КОСПАС-САРСАТ;
- международная служба метео- и навигационного оповещения НАВТЕКС. Подробный разговор о каждой из упомянутых выше систем состоится в последующих выпусках журнала.
Состав комплекта обязательных РЭС для различных районов плавания ГМССББ приведен в прилагаемой таблице 2.
Чем оснащать яхты?
Вернемся к нашему перечню обязательной для яхт радиоэлектронной аппаратуры (см. табл. 1) и посмотрим, как он может выглядеть с учетом реалий, сложившихся за прошедшие после выхода "Специальных правил" годы.
Вполне очевидно, что из-за ограниченности внутренних помещений и энергоресурсов яхт наиболее популярных размерений, размещение всей перечисленной в таблице аппаратуры будет затруднительным и вряд ли целесообразным (особенно — громоздких, энергоемких и довольно дорогих ПВ- и ПВ/КВ-радиостанций). Их функции могут выполнять во всех районах (за исключением полярных районов А4) судовые радиостанции системы спутниковой связи ИНМАРСАТ, в частности, ИНМАРСАТ — С, занимающие значительно меньше места и потребляющие меньше электроэнергии при более высоких качестве и надежности связи.
Начиная с 1999 г. передача и прием сигналов бедствия в диапазоне УКВ будет осуществляться на 70-м канале с помощью цифрового избирательного вызова (ЦИВ). Поэтому УК8-радиостанции должны будут иметь в своем составе модем ЦИВ. Формирующий сообщение о бедствии, и приемник сигналов ЦИВ на 70-м канале. Существующий 16-й канал вызова и бедствия какое-то время будет выполнять свою настоящую функцию вплоть до полного оснащения береговых служб радиостанциями с ЦИВ, после чего он будет использоваться только для вызова.
В связи с постепенным выводом из эксплуатации устаревших навигационных систем (ЛОРАН, ДЕККА, "Транзит", радиомаяков) с их заменой глобальными спутниковыми навигационными системами ГЛОНАСС и НАВСТАР, содержание первой строки табл. 1 можно записать как "Приемоиндикатор спутниковой системы навигации (приемник GPS)". Поскольку приемники GPS имеют намного более высокую по сравнению с другими навигационными системами точность определения координат, достаточную для плавания по фарватерам, в узкостях, в сложной навигационной обстановке в условиях плохой видимости, их целесообразно рекомендовать как обязательное оборудование для третьей категории плаваний (гонок), проходящих вблизи от берега, где требования к точности определения места значительно выше, чем в открытом море.
В настоящее время вводится в строй международная служба НАВТЕКС, обеспечивающая передачу на суда навигационных и метеорологических предупреждений и другой срочной информации, связанной с безопасностью мореплавания в прибрежных водах на дальности до 400 миль от берега. Информация НАВТЕКС предназначена для судов всех типов и размеров, плавающих в обслуживаемых районах. Приемники системы НАВТЕКС осуществляют автоматический прием информации и ее запись на бумажную ленту.
Новым элементом ГМССББ, отсутствующим в перечне обязательных РЭС, является радиолокационный спасательный ответчик. Он используется на спасательных плотах, шлюпках и терпящих бедствие катерах, яхтах и других малых судах для улучшения их радиолокационной видимости радарами спасательных судов и летательных аппаратов. При облучении радиолокационного ответчика сигналами радара он излучает ответные сигналы, дающие характерную отметку на его экране, позволяющую легко обнаружить и распознать терпящее бедствие судно, определить дальность до него и направление.
Теперь заполним табл. 1 новым, учитывающим современные требования, содержимым. В результате получится следующий комплект обязательных РЭС, удовлетворяющих требованиям ГМССББ (тзбл. 3).
Данный перечень полностью удовлетворяет требованиям "Специальных правил ORS" и международной морской организации IMO, но, не будучи утвержденным международными и российскими инстанциями, ответственными за безопасность плаваний и гонок крейсерских яхт и др малых судов, не попадающих под ведение Морского Регистра РФ, носит лишь рекомендательный характер.
Своей публикацией автор надеется обратить внимание Федерации парусного спорта РФ и Парусного крейсерского союза на необходимость создания и утверждения современных норм снабжения крейсерских яхт радиоэлектронной аппаратурой.
В заключение хочу сказать следующее. Безопасность в море в большой степени обеспечивается на берегу — до начала плавания Морская радиоэлектроника стоит дорого, но жизнь стоит дороже, и каждый рубль, вложенный в средства обеспечения безопасности, дает лишний шанс провести плавание благополучно и избежать существенно больших затрат на проведение спасательных работ в случае бедствия.