Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Туристические походы
  • 1968 год
  • Волга — Ветлуга — Унжа — Горьковское море — Волга
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Всесоюзный рейд-смотр «Как Волга впадает в Каспийское море»
Поход по «Пяти морям» в честь открытия канала «Москва — Волга»
По следам аварий яхт «Бурный», «Волга», «Аметист» и других
Ошибки капитана яхты «Волга»
Первая саратовская регата «Великая Волга»
Затопление семи яхт на регате «Великая Волга-2000»
Эрнест Хемингуэй и море
Жульнические операции на море
На швертботе «Мышка» на Азовское море
Мнение о «фолькботах» в море от спортсменов ДСО «Спартак»
Знаменитые писатели и море — Ги де Мопассан и Леонид Андреев
Смерч в море является злейшим «врагом № 1»
Соревнование парусных байдарок на Московском море в 1974 году
Идея быстроходного катера для выхода в море


Волга — Ветлуга — Унжа — Горьковское море — Волга

Год: 1968. Номер журнала «Катера и Яхты»: 14
          0


Информация об изображенииВодная часть маршрута
Водная часть маршрута
 
Водно-моторный маршрут Волга — Ветлуга — Унжа — Горьковское море — Волга протяженностью 1280 километров был проложен в 1963 году за 18 дней командой из четырех человек на двух лодках «казанках» — «Кержак» и «Стрела» по заданию Горьковского областного совета по туризму. На всесоюзном соревновании по водно-моторному туризму, проводимом в этом же году, команде присуждено первое место (см. журнал «Вокруг Света», № 9, 1964 г.). Квалификационная комиссия отнесла маршрут к III категории трудности.

В маршрут входит «волок» через водораздел между реками Ветлуга и Унжа протяженностью 47 км, а также прохождение шлюзов № 13 и 14 Горьковского гидроузла.

Наш поход начался и закончился в городе Дзержинске, расположенном в 46 километрах вверх по Оке от Горького. Первые 260 километров от Дзержинска до устья Ветлуги мы прошли всего за три дня по большим судоходным рекам Ока и Волга, описанным в многочисленных справочниках. Эти реки отличаются интенсивным грузо-пассажирским Движением; от рулевого легкого моторного судна требуется знание правил судоходства и умение маневрировать при встречной волне, поднимаемой крупными судами, и в ветреную погоду. Биваки разбивали ниже пристани Безводное и около пристани Фокино, на 12 километров выше устья Ветлуги. Наши лодки проходили города Горький, Лисково, Васильсурск, устья рек Ока, Кержанец, Сура и Ветлуга.

Второй этап пути — 538 километров по Ветлуге до города Шарья был пройден за 8 дней.

Река Ветлуга в своем нижнем течении сначала петляет по травянистым лугам; лишь на двадцатом километре берега начинают одеваться в лесной наряд. Вплоть до станции Ветлужская река обставлена судовыми знаками настолько часто, что плыть можно с закрытыми глазами. Выше знаки поставлены реже, но река судоходна до самого поселка Голыши. По ней беспрепятственно ходят винтовые и водометные катера. Лес по реке сплавляется только плотами, буксируемыми катерами. Пройдя за день 52 километра, мы остановились на ночлег выше деревни Юркино. На следующий день «перемололи винтом» 111 километров — вдвое больше, чем рассчитывали, Следуя по Ветлуге, мы прошли: старинное село Успенское, село Воскресенское, город Красные Баки, станцию Ветлужская на Горьковской железной дороге, село Варнавино. В городе Ветлуга пополнили запасы продовольствия и двинулись дальше, но вскоре наши лодки уперлись в большую запань — деревообделочный и домостроительный комбинаты поселка Голыши запрудили реку молевым сплавом на протяжении 1,5—2 км.


После короткого совещания решили доставить лодки из Ветлуги в Унжу по железной дороге, так как грунтовые дороги междуречья после прошедших дождей стали непроходимыми для автотранспорта.

Информация об изображенииСухопутная часть маршрута
Сухопутная часть маршрута
 
На следующий день мы направили свои лодки по маленькой речке Шарьинка на погрузку в город Шарья. Речка после дождей позволила нам протиснуться в Водопроводное озеро, расположенное в трех километрах от станции Шарья. Впрочем, лодки можно было просто погрузить на железную дорогу на станции Голыши, с которой два раза в неделю убирают «товарняк», но мы спешили в короткий срок проложить маршрут для горьковских туристов и не стали ждать паровоза. У Водопроводного озера мы погрузили обе лодки и все снаряжение на автомашину и доехали до станции Шарья. Ночью нам удалось разместиться в багажном вагоне пассажирского поезда Киров — Кострома с условием разгрузиться в течение трех минут на станции Мантурово, на реке Унже.

Через сорок минут — Мантурово. Опять короткий «автопробег» до самой Унжи, и мы, наконец, снова на воде. 220 километров по Унже мы прошли за три дня. Биваки ставили на 205-м километре ниже рабочего поселка Мантурово, у Хутора Никольское и ниже села Красная Горка. Так дошли до старинного города Макарьевка с его величественным белокаменным монастырем, Ниже Макарьева снова уперлись в сплавной молевой лес, сгрудившийся в устье реки Нея и запрудивший Унжу на протяжении 15 километров, вплоть до запани в селе Красная Горка, где бревна формируют в плоты и буксируют в Горьковское море.

Мы были вынуждены повернуть вверх по реке Нея к автомобильному мосту. Пройдя 2,5 километра, вылезли на берег, погрузились на автомашину и объехали запань или, как ее называют здесь, «пыжу». 14 километров грунтовой дороги изрядно потрясли наши лодки. За запанью река Унжа осветилась цветными огнями бакенов, указывающими путь буксирам и самоходкам. За пристанью Козлово Унжа настолько широка, что превратилась в широкий залив Горьковского моря.


Горьковское море встретило нас волнением свыше двух баллов, и мы поспешили укрыться на берегу. К утру вода успокоилась, вновь заработали моторы, и на восемнадцатый день путешествия лодки подошли к плотине Горьковского гидроузла. Зная, что шлюзование отнимает много времени, мы на руках за 50 минут перевалили две лодки, моторы и весь багаж через плотину и поплыли вниз по Волге — домой.

Информация об изображенииСхема маршрута
Схема маршрута
 
408 километров по Унже и Горьковскому морю от Мантурово до Дзержинска мы прошли за 5 дней. На ночлег располагались в основном около туристских лагерей ВЦСПС.

Ниже поселка Мантурово лес по реке Унже плывет все лето до запани у села Красная Горка. Нашим лодкам часто приходилось виртуозно маневрировать между плывущими бревнами, перелезать через боны и небольшие заторы леса. Ниже запани фарватер Унжи аккуратно обставлен судовыми знаками.

По Горьковскому морю мы шли вдоль левого берега, удаляясь от него на 2—4 километра.

Кольцевой водно-моторный маршрут Волга—Ветлуга—Унжа—Горьковское море—Волга свободно преодолим на легких судах с подвесными и стационарными моторами. За весь поход я срезал штифты винта всего четыре раза. Маршрут удобен тем, что по берегам рек Ветлуги и Унжи через каждые 30—50 километров располагаются бензозаправочные пункты лесозаготовительных баз. Подведем итоги нашего похода:
  • плавание по воде — 1212 км, по суше — 78 км;
  • количество дней в походе — 18;
  • средняя скорость — 16,2 км;
  • количество часов, наработанных мотором «Москва» — 75 час.;
  • количество израсходованного на один мотор бензина — 384 л, масла — 24 л;
  • затраты на продукты питания, горючее, транспортные перевозки на человека — 51 руб. 90 коп.

Маршрут целесообразно планировать на 20—22 дня — необходимо включить два-три дня отдыха в таких местах, как устье Ветлуги, где можно половить на спиннинг жерехов, на живописном берегу Ветлуги между лесопунктом Пустышка и поселком Голыши, перед началом «волока» и в устье Унжи против пристани Юрьевец.


Понравилась ли вам эта статья?
+4

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Цифры и факты из истории парусного спорта в Петербурге
Френсис Чичестер и его «Джипси»
Соломбала — «корабельная сторона» Архангельска
Жульнические операции на море
Отрывок про лодочный мотор из книги «На лунных островах»
Отважная женщина Хурия спасла экипаж «Делавара»
Моторные лодки в России 60 лет назад
Путешествие продолжается: Камчатка — Лондон
Трагическое плавание Давида Джонстона и Джона Хора
История династии Кэмпбеллов
По дорогам Бии на Телецкое озеро
Первые гонки на «Кубок Америки»
«Хулиганский флот» против немецких подводных лодок
Новосибирск — Москва на «Казанках»
Куйбышев — Волгоград — Куйбышев на «Казанке» с «Вихрем»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Волга — Ветлуга — Унжа — Горьковское море — Волга

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Вокруг Японии на гребных каяках
Как мы построили катамаран
На швертботе «Мышка» на Азовское море
Групповой переход через Сахару под парусами
Отпуск длиной 900 километров на Ладожском озере и Свири
Затонувшая под землей шхуна «Генерал Грант»
Путешествие на яхте через континент
Парусные эскадры плывут через Балтику
Вокруг света без остановки
2000 километров на надувной лодке
Американца Филиппа Клегга унесло в океан
Рижские водномоторники ходят в походы на обычных «казанках»
Старая китайская джонка «Нинг-По»
Фолькбот «Поиск» в дальних походах
Плавание без происшествий по Каспийскому морю


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 26 + 49 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории