Киевские спортсмены ДСО «Спартак» вот уже в течение шести лет совершают дальние плавания на «фолькботах». Команды «Славутича» и «Сириуса» — неоднократные призеры всесоюзных заочных соревнований по дальним спортивным плаваниям. Одним словом — это ветераны. И тем более интересно услышать их мнение о «фолькботах» в открытом море.
В кают-компании киевского яхт-клуба (баржа) — заслуженный тренер УССР Б. В. Порошин, мастера спорта Логийко, Ваврицкий, Решетниченко, Цинцеус и группа яхтсменов-студентов. Записал разговор яхтенный капитан м. с. Е. П. Ударцев.
— Место это коварное — Тарханкут. Не зря Чертовым Углом назвали. В этом году снова тряхнуло. Под вечер гроза. Шквальнуло. Штормовые поставили. А утром уже Херсон открылся. Пошли прямо на Ялту, пока ветер хороший. Все рекорд побить хотим: в 1965 г. за двое суток из Херсона до Ялты добежали! Норд-вест баллов на 5. Погода антициклонная — небо чистое, ветер ровный, усиливающийся к полудню и к полуночи. Этакий «трамвай» — летим бакштагом, не меняя галса...
— А что, если ветер сильнее?
— Бывало и так. Кажется, в 1964 г. Мы завершали тогда 15000 миль, пройденных на фолькботе «Славутич» (F-9). А «Сириус» F-25) тогда 10000 разменивал. Трудное было плавание. Впервые во всесоюзных соревнованиях участвовали. Шли вдвоем от Киева до Батуми, там два дня отдохнули и назад. Заняли 2-е место. А в следующем году и 1-е взяли. Так что можно и о В баллах рассказать!
— От Анапы отход взяли на Одессу, суток на пять (помнится, однажды от Сочи до Одессы за четверо добежали!). На вторые сутки под вечер прошли Сарыч, вышли на простор северных ветров. Погода портится! Шквалит все сильнее. Поставили штормовые. Ночью ветер от NW установился: как будто кто меха качает — то дунет до 7 баллов, то утихает до 3. Волна большая, ровная, больше 15 м длиной. Идем на Евпаторию, спешим. За ночь тринадцать авралов! А весь день после этого в лавировку шли, взяв два рифа. В яхте все мокрое. Жуем сухой паек. Каждые 20 минут меняем галс, укрываемся за каждым выступом...
Когда выходили из Мирного прогноз был мрачный: «Ветер N, NW до 7, а на мысах и до 8 баллов».
Капитан порта только посоветовал: «На мысах осторожнее». А с буксира-спасателя матросы успокоили, предсказав, что до Тарханкута 53 галса не меньше, хотя расстояние-то всего миль пять! Ушли под одним рифом; как стемнело, взяли два. Луна, звезды. Идем бейдевинд. Качает. Двое на вахте, четверо «спят». Холодно и сыро. А на душе тревожно: море чистое, небо чистое, а волна не нравится, крутая пошла, резкая, неровная. Швырять начало, хотя ветерок вроде притих. Этак спокойно говорю: «Аврал, все наверх! Ставить штормовой стаксель, готовить штормовой грот». Смотрю — две маленькие тучки помчались навстречу. И так быстро! Сейчас зашквалит...
Впервые отдал команду: «Тревога!» Мгновенно слетел грот, легли фордевинд под одним штормовым стакселем. Через минуту вокруг все кипело. Застонали ванты. Волны разошлись метра на три, а может и больше. Волна сама по себе «Фольк-боту» на фордевинде не страшна, а вот гребни! Как могли закрыли брезентом кокпит, чтобы лишнюю воду не принимать в трюм. Яхта управляется прекрасно, ход хороший. На подошве вся прелесть — впереди стена, а сзади нависает очередной бурлящий гребень. Только успевай румпелем ворочать. И так до утра. Днем снова пошли на Тарханкут. И снова шквалит до 8 баллов!
— Да, коварное это место Тарханкут, он по-своему жесток и прекрасен. Только рекомендую любоваться им днем, а прогнозу с припиской «на мысах» — верить!
— Ну, а как все же «Фолькбот» ведет себя в шторм?
— Повторяю, хорошая это, мореходная яхта и даже относительно сухая. Вот если бы кокпит самоот-ливной! Тогда не страшны были бы и самые сильные штормы. А так — одна надежда на плавучий якорь, да жаль, что верфь не включает его в комплект снабжения. И еще жаль, что паруса шьют без рифштертов, что снабжают яхту штормовым гротом, а не триселем. Штормовой грот дает сильный дрейф да водна сбивает, так что в лавировку при 6— 7 баллах еле ползешь по курсу! Если в море далеко идешь — меняй заранее крепления вант на мачте: слабоваты они! Помню, раз в мертвую зыбь так болтало, что растянуло металл планок из нержавейки. К счастью, все обошлось. Команда была бравая.
— А как ходовые качества?
— Хода неплохие. По средней путевой скорости, если оценить все наши плавания, получается 3 узла. А вот, помнится, под Батуми мы рекорд поставили: в бакштаг при ветре около 6—7 баллов более часа шли со скоростью 7,5 узла. Причем замеряли скорость не мы, а моряки сторожевого корабля, удивленные прытью небольшой яхты. На полных курсах и особенно в галфвинд скорость можно увеличить постановкой дополнительных парусов. У нас на «Славутиче» заведен топштаг, а в ахтерштаг вплетен огон для фала. Так что, когда все паруса поставишь, парусность увеличится вдвое. Конечно, такое ношение парусов оправдано будет только при ходе одним галсом и в ровный ветер не сильнее 3 баллов. Такие эксперименты на «Фолькботе» мы проводили еще лет пять назад.
— А куда в 63-м ходили?
— Это был третий рейс в Батуми. Потом еще были там в 64-м. А потом, уже в 1965-м ходили в Феодосию, в 1966-м — в Ялту. А в 1967-м снова в море...
— Ну что, отдохнули? Теперь за дело. Яхты не новые, ремонт предстоит большой.