Hа одном из самых ответственных соревнований прошлого 1967 года — океанских гонках Каус — Торки — произошло событие, которое удивило многих ведущих гонщиков и заставило задуматься специалистов-кораблестроителей.
Два брата Питер и Ганс ван дер Мерве из Иоганнесбурга построили скоростной катер с совершенно необычным двигателем — «паровым водометом» и чуть было не выиграли гонку. Вот некоторые подробности этой истории.
С самого начала братья столкнулись с обстоятельством, значительно осложнившим все дело. Катер нужно было сделать таким, чтобы его можно было перевозить в обычной двухместной каюте, так как не было ни денег, ни времени на перевозку судна в качестве палубного груза. Существовал пока только проект катера, а до старта в Каусе оставалось лишь несколько месяцев (других больших соревнований в открытом неограниченном классе судов, в который только и могло попасть судно ван дер Мерве, в Англии в этом году больше проводить не предполагалось).
Было принято смелое решение — сделать корпус разборным, со складывающимся набором и мягкой обшивкой. Основными связями его служат пять трубок из легкого сплава, соединяемых по длине втулками из нержавеющей стали. Обводы корпуса спроектировали упрощенными с таким расчетом, чтобы можно было обтянуть набор любым, даже жестким листовым материалом. Днище подкреплено диагональными связями, проходящими (см. эскиз построения теоретического чертежа лучевым методом) по образующим его конической поверхности; это позволило обойтись без гибки труб. Для обшивки достали прочную нейлоновую ткань весом 304 г/м2.
Другой особенностью катера, при разработке проекта которого братьям помогал известный английский конструктор Джон Тил, был подвешенный на пружинах жесткий внутренний корпус. В этом амортизированном корпусе-ящике и были расположены сиденья водителя и механика (одно за другим), а также силовая установка и топливные баки.
Но, пожалуй, наиболее оригинальным решением в проекте этого диковинного гоночного катера был выбор силовой установки. Вместо тяжелых и дорогостоящих подвесных моторов или тем более стационарных двигателей, установка которых на таком мягком корпусе была бы попросту невозможна, применили легкие и недорогие «паровые водометы» собственной конструкции.
В плоском котле с упругой верхней крышкой-мембраной, из которого за корму выходят в воду Две трубы, нагревается вода. Когда давление пара в котле становится больше давления забортной воды, пар выбрасывается через одну из труб, а реактивная сила выбрасываемой струи передается на корпус и двигает катер вперед. Как только давление в котле падает, по второй трубке в него немедленно поднимается забортная вода, и процесс повторяется снова. И так 18 раз в секунду!
«Изобретение», конечно, далеко не оригинальное, — многие из нас помнят, наверное, распространенные лет 25 назад игрушечные лодочки, работавшие на том же принципе, — но на настоящем, да еще гоночном катере такой «паромет» никогда еще не применялся!
Конструкторы поставили на свой катер два котла размерами 915X610X13 мм, каждый из которых нагревался шестью керосиновыми горелками. Оба комплекта горелок имели независимые трубопроводы для подачи топлива под давлением от отдельных бачков. Выпускные системы — рабочие трубы от обоих котлов соединены между собой двумя перекрещивающимися трубами с двухходовыми кранами. При помощи этих кранов можно направлять пар из обоих котлов в выпускную трубу одного борта, благодаря чему катер поворачивается в нужную сторону.
Все трубы были сделаны из резиновых шлангов, обычно применяемых для газовыхлопа дизелей. Катеру можно было придать любой оптимальный в данных условиях дифферент с помощью небольшого подводного крыла, закрепленного на стойке в ДП в кормовой части. Передняя треть крыла была выполнена поворотной, что и позволяло регулировать угол атаки.
После наскоро проведенных, но успешных испытаний братья погрузились на итальянский лайнер, направлявшийся в Европу. В каюте негде было повернуться — почти все пространство занимали десять брезентовых мешков, содержащих «сердце, кожу и кости» катера, получившего название «Адская пыхтелка».
Братья рассчитывали прибыть в Англию заблаговременно, но в связи с событиями на Ближнем Востоке лайнер застрял в Красном море, долго стоял в порту Судан, ожидая дальнейших распоряжений, и в конце-концов пошел вокруг мыса Горн. Питер и Ганс достигли Саутгемптона накануне Дня старта — в пятницу вечером, Выгрузившись, они немедленно принялись собирать катер (обычно это занимало около часа), а затем начали отчаянную охоту за топливом. Нужное количество — около 700 л керосина — удалось достать лишь к 9 часам утра в субботу, и «Адская пыхтелка», наконец, ринулась вперед. На полной скорости катер пришел в Каус, но оказалось, что гонка уже началась, а мерители разошлись по судейским судам, рассеянным по всей дистанции до самого Торки. Это означало, что каким бы ни был результат «Адской пыхтелки», его уже почти наверняка не засчитают, так как судно официально не допущено к гонке. Пройдя через столько препятствий, братья решили идти на риск и использовать самый маловероятный шанс: а вдруг их все-таки признают равноправными участниками?
Они бросились в погоню. У Саутси «Адская пыхтелка» обогнала замыкающих гонку, вблизи Нэба была уже в середине армады, а когда она, продвигаясь вниз по Уэст Солент, вновь стала приближаться к Каусу, братья увидели на горизонте черные точки — лидеры!
«У. Ф. О.», «Малтиз Магнум» и «Хайдросоник Спешл» были «съедены» у Крайстчерча, «Сандерстрик» и «Дельта Синтезис» — не доходя Уор-немаута, а на траверзе Сент Элбан за кормой остался и ведущий гонку «Серфри». Теперь «Адская пыхтелка» шла первой. В 11.45 она прошла Портланд Билл, в 12.10 обогнала Зе Скерриз, а в начале второго впереди показался Торки. К этому времени братья опережали «Серфри» по крайней мере на полтора часа и уже предвкушали солидный ленч, после которого можно будет спокойно встречать у финиша ближайших соперников.
Беда приходит именно в такие минуты. Ганс — водитель — произвел легкий поворот вправо, обходя топляк, но клапан поворота заело, и он так и остался открытым. Катер на бешеной скорости описал очень небольшой круг. Подводное крыло, не выдержав колоссального напряжения, согнулось и стало работать как руль, что еще уменьшило диаметр циркуляции. Питер вылетел из своего кормового кокпита, ударился головой об обтекатель и потерял сознание. Ганс не мог со своего места прекратить подачу топлива, поэтому катер продолжал на максимальной скорости описывать бесконечные круги. Не выдержав подобной карусели, «отключился» и Ганс.
Как долго продолжалась эта сумасшедшая гонка по кругу, неизвестно. Когда братья пришли в себя, было уже темно. Судно спокойно покачивалось на волне, подгоняемое ветром, — топливо давно кончилось Однако уже слышался Шум прибоя, и зловещие всплески становились все громче и громче. Их несло назад, к Каусу, прибивая все ближе к берегу. Перед рассветом катер выбросило на прибрежные камни, где «Адская пыхтелка», постепенно разламываясь на части, нашла свой конец. Питер и Ганс выбрались на берег, промокшие, измученные, но невредимые.
Недавно Джон Тил сообщил, что братья ван дер Мерве опять засели за чертежи и клянутся не позже 1969 г. вновь появиться у английских берегов с еще более грозным «оружием».